Уже четыре года подряд в Москве проходит #EdCrunch — крупнейшая в России и Европе конференция по новым технологиям в образовании, организованная НИТУ МИСИС и «Рыбаков Фонд» при поддержке Минобрнауки и одной из крупнейших в мире учебных онлайн-платформ EdX. В этом году на #EdCrunch съехались тысячи профессионалов из 30 стран — ректоры институтов, директора школ, представители бизнеса в образовательной сфере, разработчики учебных IT-технологий и многие другие. Что показали на #EdCrunch и чего из этого в ближайшем будущем ждать нашим студентам и школьникам?
Цифровая образовательная среда
— Современная экономика требует новых подходов к образованию, и для этого Минобрнауки и запустил проект «Современная цифровая образовательная среда», — приветствуя участников #EdCrunch, сказала замминистра образования Людмила Огородова.
Действительно, СЦОС — это один из важнейших для российского образования проектов, представленных на #EdCrunch. Что же это такое и как должно работать?
Уже несколько лет в мире действуют учебные онлайн-платформы, представляющие из себя агрегаторы университетских курсов по самым разным направлениям и специализациям. Есть крупнейшие и глобальные — типа Courcera или EdX, есть локальные — при каждом серьёзном вузе. Подключаться к ним могут и российские студенты, но для обучающихся в России в первую очередь важны курсы, соответствующие нашим образовательным стандартам, — только в этом случае курс может приниматься и идти в зачёт так же, как и прослушанный очно в аудитории.
Первая официальная платформа отечественных онлайн-курсов, созданная с подачи Минобрнауки восемью ведущими вузами страны, включая организатора нынешней конференции НИТУ МИСИС, заработала два года назад — это Национальная платформа открытого образования (НПОО, opened.ru). Вместе с НПОО сегодня работают порядка 20 различных онлайн-платформ, и встал вопрос — как всё это объединить, стандартизировать и регулировать?
— Мы, как законодатели, должны подготовить изменения в правовое поле, введя туда категорию «электронных университетов», внеся изменения в систему финансирования вузов с учётом прохождения студентами онлайн-курсов, и многое другое, — отметил спикер#EdCrunch, первый зампред Комитета по образованию и науке Государственной думы Олег Смолин.
Иными словами, в ближайшие два с половиной года в рамках СЦОС будет выработан единый подход к существующим и появляющимся платформам онлайн-курсов, которые перестанут быть сами по себе, а объединятся в систему, подобную «единому окну». Студент сможет выбирать курсы по понятным и первоочередным критериям — нужность для его образования, авторитет ведущего курс профессора, статистике популярности у других студентов. Ему не нужно будет ломать голову, зачтут ли этот курс ему в родном институте или нет, сможет ли он перевестись в другой вуз с учётом пройденных курсов и тому подобное.
— Проект «Современная цифровая образовательная среда» этой осенью входит в активную фазу. Сейчас формируется нормативная база для встраивания онлайн-курсов в программы всех вузов, — говорит Владимир Тимонин, замдиректора Департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ.
НИТУ МИСИС — о «цифровом будущем»
В запущенную два года назад систему онлайн-курсов НПОО вошёл ряд самых передовых российских университетов, выбранных для обкатывания технологий «отечественной Coursera». Одни из самых востребованных — курсы НИТУ МИСИС.
— В 2015 году мы присоединились к этому проекту, которому, собственно и был дан старт на конференции #EdCrunch. Университет проводит её уже четвёртый год подряд, — рассказывает ректор НИТУ МИСИС Алевтина Черникова.
— Интерес к онлайн-курсам, размещённым на НПОО, проявили более полутора миллионов подписчиков, начали процесс обучения около 400 тысяч. В НИТУ МИСИС за этот период создано 20 онлайн-курсов по приоритетным направлениям — материаловедение, металлургия, горное дело и прочее. Кроме того, в нашем активе есть курс, очень важный для современного инженера, — «Персональная эффективность: тайм-менеджмент». Это ответ на запрос работодателей: кроме профессиональных к выпускникам существует ещё ряд требований личностного характера — умение работать в команде, брать на себя ответственность, презентовать результаты своего труда. Этот курс входит в число самых востребованных на платформе НПОО. Также НИТУ МИСИС является участником международной образовательной платформы EdX, где размещает свои англоязычные курсы — для наших международных студентов (их у нас более 3000 из 69 стран мира), а также для студентов других университетов из стран дальнего и ближнего зарубежья.
— Что вы, как ректор, ждёте от «Современной цифровой образовательной среды»?
— Этот проект призван сделать «цифровое образование» удобным и эффективным как для обучающегося, так и для преподавателя. Он направлен на повышение качества образования, его доступности, возможности организации смешанного обучения, а также формирования системы непрерывного образования и индивидуальных образовательных траекторий. В современном быстро меняющемся мире специалист, востребованный на рынке труда, должен быстро адаптироваться, масштабно оценивать ситуацию, уметь принимать решения в стрессовой ситуации, одним словом, делать то, что не в состоянии сделать робот. А также обладать навыками к самостоятельному обучению и постоянному самообразованию. Поэтому наша задача — дать студентам новые возможности, расширить межвузовское взаимодействие, популяризировать русский язык среди зарубежных соотечественников.
— Развивая онлайн-образование, не придём ли мы в итоге к тому, что университет превратится в каталог ссылок на онлайн-курсы?
— Уверена, что нет. Онлайн-образование — это инструмент, который только усилит возможности получения качественного образования. Для студентов очень важно общение с преподавателем. С созданием СЦОС его роль не уменьшается, но из лектора, за которым прежде большую часть времени просто механически записывали лекции, он превращается в наставника, собеседника и эксперта, который помогает погрузиться в предмет и разобраться в его деталях и тонкостях.
«Цифра» в школе: не только электронные доски!
— Каждый день увеличивается разрыв между школой и современными требованиями к образованию — школа устаревает, — констатирует гость#EdCrunch Андреас Шляйхер, директор по вопросам образования и навыков Организации экономического сотрудничества и развития, Франция.
— Мы оценивали навыки научного мышления — могут ли ученики думать «как учёные»? Чаще всего подобные навыки отсутствовали... Первый раз такое исследование в странах Европы проводилось в 2006 году. С тех пор появился айфон, гугл-карты, электромобили — многое изменилось. Но повторные исследования показывают, что прогресса в сфере образования немного. В некоторых странах он виден — это Финляндия, Канада, Китай, Сингапур. В остальных — увы, нет... Учителя не готовы к «цифровизации», они сегодня считают нормой предложить детям задание, представляющее собой поиск информации в Интернете... Трое из четырёх учителей по вопросу об инновациях считают, что их школа не готова к ним. Нужно менять мышление, менять педагогические подходы!
Соглашаясь с Андреасом Шляйхером, Павел Рабинович, главный научный сотрудник Федерального института развития образования,рассказывает, как современные российские школы начинают внедрять «навыки XXI века» и какие результаты нового подхода уже достигнуты в школах Москвы и Подмосковья:
— Мы, что называется, «учим учиться», развивая у детей метапредметные компетенции. В нашей работе со школами основной метод — метод проекта. Руководитель проекта — ребёнок, дети сами собирают команды и выбирают темы. Мы же под эти темы ищем им научных консультантов. Вот, к примеру, один из проектов учащихся школы № 29 из Подольска — биотехнологический комплекс. Это оранжерея в 200 квадратных метров, три климатические зоны, автоматизация, роботы, возобновляемые источники энергии, гидропоника, аэропоника. Ещё пример проекта — удалённое управление. Для управления телескопом школьники создали беспроводную систему контроля через Интернет — фактически разработали платформу «интернета вещей»! Да, пока «цифровизация школы» — это сплошные вызовы, от мотивации педагогов до системы оценивания. Но успехи есть, и они налицо!
Смартфон — источник новых знаний
На #EdCrunch участники и гости могли вживую познакомиться с массой реальных российских инновационных проектов, которые уже работают. К примеру, вместо выезда в планетарий реальный, который даже в городах-мегаполисах есть не везде, можно вызвать в школу планетарий виртуальный. Школьники надевают очки дополненной реальности и оказываются в центре вселенной, с разрешением 2K, высококачественным звуком и полным эффектом погружения. Проект виртуального планетария создан одной из компаний — резидентов «Сколково».
А ещё в рамках #EdCrunch проходит конкурс инновационных технологий в образовании. Свежие мысли молодых изобретателей получают не только денежную поддержку, но и внимание всех заинтересованных специалистов образовательной отрасли. В этом году из особо интересных стоит назвать, к примеру, мобильное приложение
— Этот проект простой, в отличие от сложных нотных редакторов, требующих длительного освоения. Любой человек, знакомый с нотным письмом, может с легкостью записать нотный текст на своем мобильном устройстве, — говорит Андрей Баяджан.
Другой онлайн-проект, отмеченный призами на #EdCrunch, — «Дисграф» студентки Сибирского федерального университета Севил Алиевой. Её веб-сервис предназначен для борьбы с дисграфией — нарушением, при котором ребёнок делает массу грубых ошибок на письме, разговаривая при этом нормально. Специальные тесты позволят выявить проблему на начальной стадии, а упражнения — бороться с ней.
Очевидно, что сегодня цифровая среда формирует возможности для образования, о которых недавно просто невозможно было задуматься. К примеру, помощником преподавателя может стать... чат-бот — мобильное приложение с зачатками искусственного интеллекта. Будучи установленным на смартфоны всех студентов группы, чат-бот экономит время педагога для действительно важных «живых» вопросов его учеников.
— Чат-боты молниеносно отвечают на вопросы каждого студента из серии «кто», «что», «когда» и «где», причём делают это 24 часа в сутки семь дней в неделю. Тем самым у преподавателей освобождается больше времени, чтобы учить, а не отвечать на одни и те же вопросы, — уверен участник и спикер #EdCrunch Дональд Кларк, основатель первых в Британии проектов онлайн-обучения, всемирный эксперт в области инноваций в образовании. — Хороший преподаватель понимает, что его ученик знает на «отлично», а какие темы ему нужно подтянуть. Но, к сожалению, учителя не успевают индивидуально курировать программу каждого студента. Ситуацию спасут чат-боты, специализирующиеся на обратной связи!