Как живопись может быть связана с химией? «Элементарно!», — отвечают юные художники ноябрьской образовательной программы. Дело в том, что ребята принимают участие в цикле лекций, мастер-классов и экспериментов по темам пигментов, природных и синтетических красителей.
Взглянуть на произведения искусства не с привычного ракурса, а сквозь призму химических процессов и реакций школьникам предложили доценты кафедры общей и неорганической химии Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Светлана Стаханова и Наталья Свириденкова.
— У нас со школьниками что-то вроде экспресс-курса, посвященного различным красителям. Сегодня мы поговорили о технологиях, к которым прибегают реставраторы и живописцы, попытались сами создать нужные для картины оттенки и изучали химические реакции, к которым юным художникам пришлось прибегнуть, — отметила Наталья Свириденкова.
«Чтобы получить нужный краситель, без химии не обойтись!» — отмечают ребята. Они уже начали разбираться в свойствах и составах красок, которыми пользовались художники разных течений и стилей. «Многое зависит от вида живописи и техники самого мастера. Если говорить о первых пигментах, которые появились в арсенале живописцев, то можно выделить охру, мумию, сиену, умбру. Все они природного происхождения и представляют собой различные соединения железа. С помощью этих пигментов художники получали стойкие желтые, красные, коричневые, черные цвета».
— Мне всегда было интересно изучать минеральные или синтетические красители. Я даже как-то раз участвовала в конференции, посвященной этой теме. Но проверяю теорию на практике — впервые! У нас было 5 экспериментов — мы разбирались в составах, смешивали растворы, рисовали полученными веществами картины, обрабатывали полотна. И даже научились создавать секретные чернила, — рассказала
Впереди у школьников еще несколько занятий. В лабораториях Парка науки и искусства «Сириус» участникам предстоит выяснить роль красильных веществ в медицине и проводниковой технике, а также исследовать свойства индикаторов природного и синтетического происхождения.
Стажерам ноября такие уроки нравятся: о связи двух дисциплин они теперь могут рассуждать часами. Вспомнили и знаменитую Соню Делоне — первую женщину-художницу, удостоенную прижизненной персональной выставки в Лувре, которая как-то сказала: «Цвет имеет собственную жизнь, бесконечная комбинация цветов имеет поэзию и язык намного более выразительный, чем все, что было ранее». И с эти нельзя не согласиться.