Умный скейтборд и говорящая кепка: в НИТУ «МИСиС» завершились «Инженерные каникулы»

Сколько нужно времени подростку, чтобы отдохнуть после учебного года от занятий, контрольных работ и бесконечной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ? А что делать с оставшимися днями летних каникул? Можно отправить ребёнка в лагерь или на отдых, но как провести это время с максимальной пользой для развития? На эти «сезонные» вопросы родителей отвечают в FabLab НИТУ «МИСиС», первой сертифицированной MIT российской лаборатории цифрового производства, где только что завершилась смена летнего проекта «Инженерные каникулы».


Школьники, работая над интересными проектами, проходят полный путь от идеи до прототипа, получают опыт проектной работы, конструирования и производства объектов. Ребята испытывают себя в роли дизайнера, инженера и менеджера проекта.

«Мы помогаем талантливым школьникам строить сложных роботов, учим их работать с современными цифровыми производственными машинами, знакомим не только с основами 3D-моделирования, но и с достаточно продвинутыми инструментами, такими как CAD-, CAM-, CAE-системами», — рассказывает директор Центра технической поддержки образования НИТУ «МИСиС» Владимир Кузнецов.

В рамках проекта «Инженерные каникулы» на базе ЦТПО МИСиС был создана проектная лаборатория для школьников «ФабЛаб». Основная задача лаборатории, по словам руководителей — это реализация «первого шага» школьника. Такая практика называется «Zero to Maker» — превращение молодого человека, не имеющего никакого практического опыта, выросшего в обществе потребления, — в создателя. «Нам важно до детей донести простую мысль о том, что они сами в состоянии свои смелые идеи превратить в готовый продукт», — отмечает Владимир Кузнецов.

Работа летней школы «ФабЛаб» проходила с 17 по 28 июня. Занятия были посвящены основам электроники, 3D-печати, программированию, проектированию и технологии производства. Важная особенность формата «Инженерных каникул», в отличие от других образовательных программ, в том, что здесь знания приходят через личный опыт. Школьники погружаются в проект, сталкиваются с проблемами и для того, чтобы эти проблемы решить, нужны новые знания. А где брать эти знания — в интернете или через общение со своим куратором — каждый решает для себя сам. Это известная формула в мировой образовательной практике: «Учись, пока ты делаешь».

По итогам работы летнего цикла «Инженерных каникул» ребята представили 11 проектов. Среди них как социальные проекты, например, браслет для помощи людям с ограниченными возможностями, прикрепленный к инвалидной коляске, через который в случае необходимости можно связаться со службами соцзащиты, так и проекты для повышения комфорта жизни: умные часы, кубический светящийся ночник, кепка, сообщающая владельцу о перегреве на солнце, умный скейтборд «Smartboard».

Помимо разработки проекта, ребята выступали с презентацией своего продукта, на которой подробно описывали затраты и требуемые материалы для изготовления, себестоимость и стоимость на рынке, а также существующие аналоги.

«О ФабЛаб НИТУ „МИСиС“ я узнала через интернет, — рассказывает Мария, которая перешла в одиннадцатый класс. — В нашей школе каждому ученику по окончании 10 класса нужно было выбрать инженерную практику. Я выбирала между МИФИ и МИСиС, но тема практики здесь мне понравилась больше — я всегда хотела попробовать позаниматься со светодиодами, с электроникой. Пришла, посмотрела, мне понравилось, и мы начали делать проект. Наш проект — это светильник в виде пирамиды, который имеет эффект левитации. И это не просто пирамида — на ней выгравированы значки различных компьютерных игр, так как мы все играем в компьютерные игры и решили сделать проект „От геймеров — геймерам“. Когда ты всё делаешь своими лапками, а не на теории — это гораздо интереснее и нагляднее».

На презентации проектов присутствовали и родители, которые переживали за своих выступающих детей и, конечно, активно их фотографировали. Мама 12-летнего Степана, Анастасия Голубчикова, рассказывает, что ради участия в летней школе им пришлось изменить свои планы на лето. «Сыну очень нравится и он постоянно делится с нами, что узнал много нового в тех программах, где он работает, да и вообще в самом процессе прототипирования. Порой говорит, что хотелось бы даже побольше ещё чего-то узнавать. До этих курсов он был профессионально не определен — не знал, чем будет заниматься, увлекался футболом и наукой особенно не интересовался. Сейчас его не узнать — в свободное время сидит в программах Fusion 360 и CorelDraw, проектирует, лично договаривается с кураторами, чтобы в выходной день приехать в лабораторию и что-то сделать, выпилить какие-то детали».

Анастасия Голубчикова сама педагог и поэтому считает такие занятия очень полезными: «Я как педагог могу сказать, что, конечно, очень хорошо, когда дети ходят на подобные курсы, готовятся к будущей профессии, а значит, приходит на первый курс вузов уже обладающими базовыми навыками».

«Мы уверены, что большинство ребят, прошедших через Инженерные каникулы, будут возвращаться к нам на регулярной основе, — подчеркивает Владимир Кузнецов. — Если они, конечно, не найдут центр (ЦТПО), расположенный к ним поближе. К счастью, благодаря системной поддержке Департамента образования и науки города Москвы такие площадки появляются во многих московских районах».