С 1 по 3 ноября в FabLab НИТУ «МИСиС» прошла «Научная лаборатория» — трехдневный интенсив для учителей физики из Москвы и регионов под руководством команды La Physique Autrement университета Пари-Сакле (Франция). Французские коллеги показали, как при помощи смартфонов и робототехники проводить интересные и нетривиальные эксперименты для обучения школьников физике.
«Научная лаборатория» для учителей в FabLab НИТУ «МИСиС» была посвящена секретам подготовки и проведения ярких и необычных физических экспериментов. Интенсив проводили Фредерик Буке и Анна Хазина из команды популяризаторов науки La Physique Autrement («Другая физика») университета Пари-Сакле, партнера FabLab НИТУ «МИСиС». Цель проекта — переосмыслить преподавание экспериментальной физики, а также стимулировать международное сотрудничество в этой области.
«Мы искали FabLab, которому было бы интересно с нами сотрудничать по этому проекту. FabLab НИТУ „МИСиС“ — это прекрасное место, где есть современное оборудование и пространство для творчества. К тому же коллеги привлекли к мастер-классу учителей физики, с которыми уже работали ранее», — отметила Анна Хазина, дизайнер образовательных процессов и контент-дизайнер в области образования и науки, университет Пари-Сакле.
В лаборатории приняли участие учителя московских школ в рамках проекта «Учитель для России». Сначала участники мастер-классов по цифровому производству научились программировать 3D-принтеры, станки лазерной и фрезерной резки и работать на них. Затем коллеги из Франции провели интенсив по языку программирования Arduino — сейчас он используется в микроконтроллерах — и конструированию робототехники с управлением, осуществляемым при помощи таких контроллеров.
«За три дня интенсива я почерпнул для себя очень много интересного и полезного, несмотря на то, что уже изучал возможности Arduino применительно к учебному процессу. В нашей школе есть занятия, на которых школьники учатся программировать на Arduino и выполнять с его помощью простые задачи. Детям это очень нравится, они видят связь между законами физики, программированием и реальной жизнью. Им нравится, что они могут своими руками сделать что-то, что будет работать. Например, нажимаешь на кнопку, и где-то вдалеке загорается светодиод», — прокомментировал Алексей Илюхин, учитель физики ГБОУ Школы № 2120 (Москва).
Анна Хазина также рассказала о том, как их команда пришла к этой идее: «Наша задача — искать новые способы говорить о науке, делать ее интересной. В преподавании это означает выходить за рамки привычных лабораторных работ, когда учитель заранее знает ответ на вопрос ученика. Школьникам интересно экспериментировать, и мы хотим, чтобы они почувствовали себя настоящими учеными и вместе с учителями могли отвечать на свои вопросы, а не только на вопросы из учебников».
«Научная лаборатория» проходила в формате DIY — Do it yourself, по завершении курса каждый из участников собрал свой собственный мини-прибор для демонстрации тех или иных физических законов.