НИТУ «МИСиС» принял участие в выставочной и деловой программе Международного авиационно-космического салона МАКС-2021. В рамках деловой программы МАКС-2021 НИТУ «МИСиС» стал организатором ключевого мероприятия второго дня — III Международной конференции «Аддитивные технологии для аэрокосмоса 2021». Кроме того, университетом было организовано шесть круглых столов. Всего В рамках выставочной программы университет представил 19 прототипов и образцов новейших промышленных разработок для авиакосмического комплекса.
Среди инноваций, с которыми можно было ознакомиться на стенде НИТУ «МИСиС» — уникальный материал, способный выдерживать температуры свыше 2000 °С, для использования в аэрокосмических аппаратах. Также университет представил ряд других уникальных разработок для летательных аппаратов последнего поколения, позволяющих управлять электромагнитным излучением, повысить коррозионную устойчивость материалов, существенно уменьшить вес готовых деталей и даже снизить объем вредных выбросов в атмосферу. Всего университет в этом году представил 19 перспективных технологий, разработанных совместно с индустриальными партнерами.
В рамках деловой программы МАКС-2021 НИТУ «МИСиС», являющийся лидером в области аддитивных технологий в России, выступил организатором III Международной конференции «Аддитивные технологии для аэрокосмоса 2021». Программа конференции собрала ведущих специалистов в области аддитивных технологий из российских и зарубежных вузов, компаний и бизнес-сообществ. Аддитивные технологии — это отличный пример того, насколько далеко шагнуло человечество в разработке новейших решений в сферах авиации и космонавтики. Критические значения механической нагрузки и температуры для конструкции и материала, детали сложной геометрии в составе изделий, растущая конкуренция в авиакосмической отрасли — все эти факторы обусловили огромный потенциал применения аддитивных технологий в авиа- и ракетостроении.
Внедрение аддитивных технологий в производственный процесс позволяет снизить стоимость производства элементов ракетно-космического комплекса, сократить количество операций сборки и циклов испытаний, снизить вес элементов конструкций и увеличить срок эксплуатации космических аппаратов. В настоящий момент наиболее широко аддитивные технологии применяются в ракетном двигателестроении. Стоимость двигательной установки составляет от 40 до 60% стоимости ракетоносителя, и использование аддитивных технологий позволяет, по оценкам специалистов, снизить стоимость ее производства примерно на 30 процентов.
При этом дальнейшее развитие аддитивного производства в аэрокосмической отрасли осложняется отсутствием полноценной базы данных, которая включала бы в себя каталог существующих материалов и технологий, сведения о результатах их испытаний в различных условиях и эксплуатационных качествах. Как подчеркнул Денис Пудков, заместитель директора департамента реализации программы создания космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса ГК «РОСКОСМОС», без участия ведущих университетов создание такой «библиотеки» аддитивных технологий невозможно.
«Для того, чтобы создать что-то новое, необходимо каталогизировать те технологии и системы, которые уже используются. Необходимо наполнение статистическими данными, данными о характеристиках, поведении материалов, причем не только сразу после синтеза, но и по результатам пролонгированных испытаний. Вот эта статистическая база, которая по традиционным технологиям нарабатывалась веками, сегодня должна создаваться с участием высшей школы. Необходимо определить наиболее важные, критичные направления, и начать по ним нарабатывать такую статистику, потому что без нее невозможно создавать стабильную, предсказуемо функционирующую технику. А в условиях космоса предсказуемость и надежность зачастую оказываются важнее каких-то прорывных тактико-технических характеристик», — отметил господин Пудков.
Важность сотрудничества с ведущими университетами отметил также Владимир Королев, заместитель генерального директора по разработке продуктов ООО «РусАтом — Аддитивные Технологии». Он рассказал об инновационных разработках, которые ведутся в сотрудничестве с российскими вузами. Сергей Поляков, директор бизнеса порошковой металлургии УК «РУСАЛ», в свою очередь напомнил, что в НИТУ «МИСиС» действует совместный с РУСАЛ Институт легких материалов и технологий (ИЛМиТ). На базе ИЛМиТ создан центр аддитивного производства РУСАЛ, которые включает в себя полный замкнутый технологический цикл начиная от создания новых алюминиевых материалов и технологий производства заканчивая разработкой технологий печати и пост-обработки изделий.
По итогам мероприятия был достигнут ряд договоренностей с ведущими промышленными компаниями, включая соглашение о совместной работе с АО «Казанский вертолетный завод» по внедрению литейных технологий магниевых сплавов. С ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» было достигнуто соглашение о совместной подготовке кадров, с компанией Dassault Systems — по комплексному взаимодействию в области внедрения программного обеспечения в подготовке магистрантов. Также было подписано соглашение о сотрудничестве с российским представительством ESI Group по проекту создания на базе НИТУ «МИСиС» цифрового симулятора работы 3D-принтера.
Программа МАКС 2021 включала в себя шесть круглых столов по актуальным для развития аэрокосмической отрасли вопросам, организованных НИТУ «МИСиС» совместно с индустриальными партнерами. Так, в день открытия авиасалона прошел круглый стол «Литейные технологии в производстве отливок из лёгких магниевых сплавов на базе инновационных технологий» с участием представителей индустриальных партнеров университета, таких как ПАО «Авиационная корпорация «Рубин», ОК «РУСАЛ», OOO «Кингисеппский машиностроительный завод» и др. При участии представителей ОК «РУСАЛ» прошел также круглый стол «Алюминиевые сплавы в авиации», на котором с докладами выступили ведущие эксперты отрасли.
Среди мероприятий, организованных НИТУ «МИСиС», особое внимание профессионального сообщества привлек круглый стол «Квантовые технологии для авиации», на котором эксперты обсудили перспективы применения квантовых технологий в авиакосмической отрасли. В перспективе квантовые технологии способны взять на себя массу задач: начиная от оптимизации загрузки багажа до разработки новых материалов.
«Если мы говорим о квантовых коммуникациях, то нам сразу очевидно, что спутники подходят для того, чтобы установить на них систему квантового распределения ключей, потому что за счет спутника можно создать квантовый интернет. Что мы можем дать авиакосмической отрасли? Авиакосмическая отрасль для квантовых вычислений стоит в одном ряду с банкингом и другими отраслями, где требуется большой объем вычислений», — отметил Илья Беседин, инженер лаборатории «Сверхпроводящие метаматериалы» НИТУ «МИСиС».
Несмотря на то, что квантовые вычисления постепенно выходят из лабораторий в прикладную область, наибольший интерес для авиакосмической отрасли все же представляют квантовые коммуникации, поясняет Юрий Курочкин, директор Центра компетенций НТИ «Квантовые коммуникации», действующего на базе НИТУ «МИСиС».
«В части подготовки кадров и получения образования НИТУ „МИСиС“ — лучшее место, чтобы познакомиться с квантовыми коммуникациями. Мы построили большую лабораторию, куда могут прийти специалисты по информационной безопасности, связисты, и понять, как работает квантовая криптография, понять, что это — не магия, а набор строгих протоколов и стандартных телекоммуникационных элементов, которые собираются в квантовые эффекты, и где собственно переходит этот переход от классики к квантам», — пояснил Юрий Курочкин.
Отметим, что центр НТИ «Квантовые коммуникации» активно привлекает в консорциум, в том числе, коммерческие организации. В их числе — ООО «КуРэйт», которая не так давно совместно с казанским Иннополисом успешно интегрировала оборудование для квантового шифрования ключей в беспилотные аппараты.