На XI ежегодном форуме ведущих вузов «Будущее высшей школы», организованном рейтинговым агентством RAEX, приняли участие свыше 700 человек: руководители вузов, преподаватели, учёные, а также представители ряда посольств, в том числе Китая, Сербии, Монголии и других стран. Также в ходе форума состоялась презентация рейтинга лучших вузов России.
НИТУ МИСИС занял
НИТУ МИСИС в этом году занял 7 место в рейтинге лучших вузов RAEX по уровню научно-исследовательской деятельности — это на три позиции выше, чем в 2022 году. МИСИС традиционно вошел в рейтинг лучших вузов по уровню востребованности выпускников работодателями.
«В своей образовательной модели Университет МИСИС делает особый фокус на интеграцию науки и образования, практикоориентированный подход, развитие гибких навыков у обучающихся, постоянно совершенствуя качество учебного процесса, трансформируя образовательные программы на всех уровнях подготовки и создавая новые», — отметила ректор НИТУ МИСИС Алевтина Черникова.
На пленарной сессии, открывавшей форум, руководители ведущих университетов страны обсудили формирование суверенной системы образования и основные подходы к разработке новых образовательных стандартов. С 2025 года на смену бакалавриату и специалитету в вузах придёт базовое высшее образование, а вместо магистратуры будет специализированное высшее. При этом срок обучения для разных специальностей будет отличаться. Ректоры университетов на форуме объяснили, как устроено обучение у них, и предположили, как будет внедряться новая система.
По словам Алевтины Черниковой, «Участие в пилотном проекте по совершенствованию отечественной системы высшего образования позволит НИТУ МИСИС разработать образовательные стандарты, которые лягут в ее основу. Уже сейчас Университет МИСИС, отвечая на запросы работодателей, разрабатывает программы разной продолжительности, уровня сложности. Например, у МИСИС есть опыт реализации адресных программ подготовки длительностью
10-12 месяцев по заказу бизнес-партнеров, подготовки будущих исследователей по магистерско-аспирантской программе iPHD (5 лет обучения вместо стандартных 6). Опыт университета показывает, что гибкий подход к реализации каждой конкретной образовательной программы и тесное взаимодействие с работодателями позволяют своевременно реагировать на вызовы, стоящие перед экономикой, учитывать потребности рынка труда».
И.о. ректора РАНХиГС при Президенте РФ Алексей Комиссаров, подчеркнул, что академия также имеет право разрабатывать собственные стандарты обучения и активно этим пользуется. Например, в РАНХиГС хорошо развита практика широкого бакалавриата, когда студент может поменять направление подготовки во время обучения. «Стоит сказать и об интегрированных программах обучения, когда в одну программу встроены компетенции из других, что позволяет получить дополнительную квалификацию», — добавил Алексей Комиссаров.
На важные момент обратил внимание Степан Калмыков — вице-президент Российской академии наук: «Нужно понимать, что для иностранных студентов необходимо оставить ту систему образования, которая понятна в их стране, например, бакалавриат плюс магистратура, чтобы диплом признавался за пределами России. Нужно понимать, что иностранные студенты — это не только способ заработка денег, но и стратегическая задача, наша мягкая сила».
Одной из тем пленарной дискуссии стало обсуждение взаимодействия вузов и работодателей, ректоры ответили, как новая система образования может повлиять на будущую работу их выпускников.
Михаил Гордин, и.о. ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана, считает, что работодатели обращают внимание не на название степени образования, а на наименование вуза в дипломе. «Дело в доверии к вузу. В целом, четыре года для инженера мало, — отметил он, — многие инженерные специальности требуют более углубленной подготовки, и порядка 40% наших студентов учатся по шестилетним программам специалитета».