Кафедра физической культуры и здоровья является структурным подразделением Института базового образования НИТУ МИСИС.
Главная задача кафедры ФКиЗ — четкая организация учебного процесса и спортивно-массовой работы, направленной на укрепления здоровья и повышение профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
Процесс обучения организован в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности. Занятия проводятся со студентами дневной формы обучения.
Кроме обязательных занятий по физической культуре кафедра организовала для студентов спортивные секции, где каждый может заняться любимым видом спорта. Много усилий прилагается к тому, чтобы спорт стал массовым. Проводятся кроссы, спортивные праздники.
Материальная база кафедры ФКиЗ и УТСЦ состоит из 2 спортивных комплексов, расположенных по адресу: Ленинский проспект, д.6, стр.7 и ул. Профсоюзная, д. 83Б.
Кафедра ФКиЗ и УТСЦ организовали для студентов спортивные секции, где каждый может заняться любимым видом спорта. Много усилий прилагается к тому, чтобы спорт стал массовым. Проводятся кроссы, спортивные праздники, соревнования между институтами и общежитиями вуза. Занятия ведут заслуженные тренеры России и СССР, а также профессиональные спортсмены.
Ежемесячно проводятся соревнования по различным спортивным дисциплинам (кубки по мини-футболу, волейболу, легкой атлетике, баскетболу, стритболу, настольному теннису и др.). Соревнования проводятся как в спортивных комплексах НИТУ МИСиС — залах, так и в теплое время года на спортивных площадках возле общежитий и в парках.
Наши студенты участвуют в Чемпионатах и Первенствах Москвы и области, Московских студенческих спортивных играх, Чемпионатах России, Мира и Европы, Олимпийских играх, а также участвуют в матчевых встречах между ВУЗами г. Москвы и России.
В 2021 году Сандакова Дарима, МСМК России по боксу, выпускница НИТУ МИСИС, завоевала золотую медаль в Турции на международном турнире «International Istanbul Bosphorus Boxing tournament».
Тренеры:
- Гаракян Ашот Иванович — заслуженный тренер России, профессор;
- Хусяйнов Зофер Мустафович — заслуженный тренер России, профессор.
Практические занятия по физической культуре проводятся в 2 спортивных комплексах, расположенных по адресу Ленинский проспект д.6 стр.7 и ул. Профсоюзная д. 83 б. Спортивные комплексы включают в себя 2 игровых зала, 2 тренажёрных зала, зал бокса, 2 зала общей физической подготовки, бассейн, зал аэробики.
Материальная база кафедры:
Кафедра физической культуры и здоровья проводит обучение всех специальностей в соответствии с учебной нагрузкой и согласно расписанию по следующим дисциплинам: «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре».
Дисциплина «Физическая культура»
Дисциплина «Физическая культура» является обязательной дисциплиной базовой части Блока Б1.
Цель — формирование физической культуры личности студентов и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
- Знание биологических, психолого-педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
- Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности;
- Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту.
Содержание дисциплины — практический раздел программы состоит из учебно-тренировочной части, содействующей повышению уровня функциональных и двигательных способностей. И методико-практической части, которая формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре, предусматривает овладение методами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности студентов.
Дисциплина «Элективные курсы по физической культуре»
Дисциплина «Элективные курсы по физической культуре» является обязательной дисциплиной вариативной части Блока Б1.В.ДВ.
Цель — углубление ранее полученных знаний по основам методики оздоровительной тренировки в различных направлениях физической культуры; всестороннее развитие физических качеств и обеспечение на этой основе крепкого здоровья и высокой работоспособности студентов; приобретение опыта творческого использования средств физической культуры для достижения жизненных и профессиональных целей.
Задачи:
- Формирование у студентов устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья;
- Совершенствование прикладных двигательных умений и навыков, необходимых в жизни и конкретной трудовой деятельности;
- Пропаганда здорового образа жизни и борьба с курением;
- Воспитание нравственных и волевых качеств у студентов.
Содержание дисциплины — практический раздел программы состоит из учебно-тренировочной части, содействующей достижению физического совершенства, повышению уровня функциональных и двигательных способностей, а также приобретению опыта творческой практической деятельности в различных направлениях физической культуры.
Расписание учебных занятий и форма свободной записи на занятия по физической культуре для студентов
Расписание тренировок сборных команд Университета МИСИС
Расписание дополнительных секций Университета МИСИС
Список основных публикаций за 2018-19 учебный год
Всего — 12; WoS, Scopus — 3; ВАК —2, РИНЦ — 5 .
- Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Особенности факторной структуры функционального состояния детей 9-10 лет // Физиология человека, 2019, том 45, № 1, с. 37–48. (Scopus, Springer, PubMed, ВАК, РИНЦ)
- Krivolapchuk I.A., Chernova M. B. The Factor Structure of the Functional State of Boys Aged 13–14 Years // Human Physiology — 2019. — Vol. 45, № 1, pp. 30–39. (Scopus, Springer, PubMed, ВАК, РИНЦ)
- Криволапчук И.И., Зайцева Г.А.. Чичерин В.П., Носова Р.М. Особенности функционального состояния девочек—подростков 11-12 лет в зависимости от уровня аэробной и анаэробной работоспособности // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», 2019. № .8. С.
- Криволапчук И.А., Герасимова А.А., Мышъяков В.В., Савушкина Е.В. Психофизиологические показатели детей 9-10 лет с разными анаэробными гликолитическими возможностями организма// Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», 2019. №. С.
- Криволапчук И.А., Сухецкий В.К., Чернова М.Б. Функциональное состояние подростков при познавательной деятельности в зависимости от уровня аэробной мощности // Человек. Спорт. Медицина / Human. Sport. Medicine, 2018. Том 18. № 3. — С. 16–29. Web of Science
- Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Влияние факторов «интенсивность» и «объем» нагрузки на различные аспекты физического состояния детей 5-6 лет // Человек. Спорт. Медицина / Human. Sport. Medicine, 2018. Т. 18, № 4. С.27-34. Web of Science, Scopus
- Krivolapchuk I.A., Gerasimova A.A., Chernova M.B., Krivolapchuk I.I., Zaytseva G.A. Functional State Of Modern Schoolchildren With Different Physical Working Capacity Level // 2018 International conference «Education Environment for the Information Age» (EEIA-2018) — С. 319-320.
- Копцев К.Н., Кубрин С.С., Хусяйнов З.М., Гаракян А.И. Журавлев С.В. Управление процессом занятием спортом и физическими упражнениями горняков для повышения уровня охраны труда // Подземная угледобыча XXI век-2: Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). — № 11 (специальный выпуск 49). Т. 2. 2018 г. стр. 476-485 (РИНЦ).
- Чистяков И.В., Радимов Р.Р., Шикалов Н.М., Хакимов Т.А. Вопросы педагогики спортивного образования // Современные проблемы физической культуры и спорта в XXI веке [Электронный ресурс]: сборник материалов XI международной научно-практической и учебно-методической конференции: вып. 11. МГСУ, 2018 г. стр. 308-312 (РИНЦ)
- Хусяйнов Р.З., Чистяков И.В., Хусяйнов З.М. Исследование характеристик ударов по воротам у футболистов юношей (13-14 лет) // Сборник материалов VI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Биомеханика двигательных действий и биомеханический контроль в спорте», МГАФК, Малаховка, 2018 г. (РИНЦ).
- Чистяков И.В., Радимов Р.Р., Шикалов Н.М., Хакимов Т.А. Анализ работы автора Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса // Сборник материалов V Всероссийской научной конференции с международным участием «Олимпийское движение, физическая культура и спорт в современном обществе», МГАФК, Малаховка, 2018 г. стр. 341-346. (РИНЦ).
- Зайцева Г.А., Гукасян С.А. Этапы внедрения комплекса ГТО // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Физическая культура, спорт и здоровье — Йошкар—Ола, 2018, № 31. С.13-15.
Основные научные направления деятельности кафедры:
- Формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
- Содействие овладению студентами системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности;
- Содействие приобретению студентами опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;
- Внедрение современных технологий физического воспитания и оздоровительной физической культуры.
На кафедре в 2017-2018 уч. г. изданы учебно-методические пособия:
- Хусяйнов З.М., Гаракян А.И., Копцев К.Н., Меньшиков О.В. Тактика атакующих и контратакующих действий боксеров. Учебно-методическое пособие. Изд. Дом МИСиС, 2017;
- Зайцева Г.А. Оптимальная двигательная активность студентов. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. — М.: Изд. Дом МИСиС, 2018;
- Зайцева Г.А. Физическая культура — минимум к зачету. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Изд. Дом МИСиС, 2018;
- Шаумян С.А., Хусяйнов З.М. Базовые упражнения для занятий в тренажерном зале. Методические указания. Электронный ресурс. Изд. Дом МИСиС, 2017.
- Заявка на участие в Конкурсе РФФИ 2018 года. «Управление функциональным состоянием девочек-подростков в современных условиях обучения средствами направленной физической подготовки». Руководитель — Зайцева Г.А., участники проекта: Криволапчук И.И. Макарова Л.В., Носова Р.М;
- Основной конкурс РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) 2015-2017 г.г. «Педагогическая эффективность использования аэробных упражнений при психологическом стрессе в период второго детства». Руководитель — Зайцева Г.А., участники проекта: Бондарева С.А., Носова Р.М., Острижняя М.А., Криволапчук И.И., Кузнецов Б.Ю;
- Работа с Департаментом Москвы. Подготовка программ повышения квалификации для учителей школ — аттестованные методики: на портале МИОО Соглашение 12 от 22 июня 2016 года, работа по мероприятию 2. (ГПХ 529-2016/704). Зайцева Г.А.
Учебно-методические пособия 2019-2020 гг.
- Шаумян С.А., Хусяйнов З.М. Комплексный подход к занятиям атлетической гимнастикой. Учебно-методическое пособие (электронный образовательный ресурс) МИСиС 2019 г.
- Зайцева Г.А. Роль физической активности в укреплении здоровья студентов. Учебное пособие (электронный образовательный ресурс) МИСиС 2020 г.
- Хусяйнов З.М., Меньшиков О.В., Гаракян, А.И., Копцев К.Н. Теория и методика бокса. Акцентированные и точные удары. Учебное пособие. 2-е издание. Издательство Юрайт, Москва. 2020 г.
Учебно-методические пособия:
- Хусяйнов З.М., Гаракян А.И., Копцев К.Н., Меньшиков О.В. Тактика атакующих и контратакующих действий боксеров. Учебно-методическое пособие. Изд. Дом МИСиС, 2017.
- Зайцева Г.А. Оптимальная двигательная активность студентов. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. — М.: Изд. Дом МИСиС, 2018.
- Зайцева Г.А. Физическая культура — минимум к зачету. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Изд. Дом МИСиС, 2018.
- Шаумян С.А., Хусяйнов З.М. Базовые упражнения для занятий в тренажерном зале. Методические указания. Электронный ресурс. Изд. Дом МИСиС, 2017.
Публикации в сборниках научных конференций, журналах
- Зайцева Г.А., Гусева И.Г. Фитнес-йога для студентов-музыкантов.// Материалы конференции «Физическая культура, спорт и здоровье». — Йошкар—Ола, № 30, 2017. С.12-14.(РИНЦ).
- Зайцева Г.А., Гукасян С.А., Лощакова Ю.А. Отношение к физической культуре студентов МГРИ-РГГРУ. // Материалы конференции «Физическая культура, спорт и здоровье». — Йошкар—Ола, № 30, 2017. С.17-20. (РИНЦ).
- Зайцева Г.А., Гукасян С.А. Повышение физической подготовленности студентов с близорукостью. Материалы конференции «Физическая культура, спорт и здоровье». — Йошкар—Ола, № 29, 2017. С.21-23. (РИНЦ).
- Зайцева Г.А., Гукасян С.А. Этапы внедрения комплекса ГТО в МГРИ-РГГРУ. // Материалы конференции «Физическая культура, спорт и здоровье». — Йошкар—Ола, № 31, 2018. (РИНЦ).
- Криволапчук, И.А. Функциональное состояние детей 6-8 лет при напряженных тестовых нагрузках различного типа/ И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова, 2017, том 67, № 2. С. 165-179. (WoS, Scopus, CA(pt), PubMed, ВАК, РИНЦ).
- Криволапчук, И.А. Особенности факторной структуры физической работоспособности мальчиков и девочек 9-10 лет / И.А. Криволапчук, В.В. Мышъяков // Гигиена и санитария, 2017. — № 8. — С. 759-765. (WoS (BIOSIS), Scopus, PubMed, CA(pt), ВАК, РИНЦ).
- Krivolapchuk, I. A. The Factor Structure of the Functional State of Boys Aged 13–14 Years / I. A. Krivolapchuk, M.B. Chernova //Human Physiology, 2017, Vol. 43, №. 2, pp. 157–167. (WoS (BIOSIS), Scopus, Springer, CA(pt), ВАК, РИНЦ).
- Криволапчук, И.А. Факторная структура функционального состояния мальчиков 13-14 лет / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова // Физиология человека, 2017. — Т. 43, № 2. — С. 43-55. (Scopus, Springer, PubMed, ВАК, РИНЦ).
- Герасимова, А.А. Кластерный анализ физического состояния мальчиков 6-7 лет / А.А. Герасимова, И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова, В.В. Мышъяков // Образование и его роль в формировании мировоззрения современного человека: материалы международной научно-практической конференции (4 июля 2017 г., Екатеринбург); Научный потенциал XXI века: материалы международной научно-практической конференции (6 июля 2017г., Саратов)/ Отв. ред. Зарайский А.А. — Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2017. — С. 99-101. (РИНЦ).
- Герасимова, А.А. Интегральные показатели функционального состояния детей 5-6 лет в условиях оздоровительной тренировки разной интенсивности / А.А. Герасимова, М.Б. Чернова, Р.М. Васильева, И.И. Криволапчук, В.В. Мышъяков // Новые исследования, 2017. — № 3. — С. 79–86. (ВАК, РИНЦ).
- Герасимова, А.А. Двигательная подготовленность детей 6-7 лет с разным исходным вегетативным тонусом / А.А. Герасимова, М.Б.Чернова, И.А. Криволапчук, Е.В. Савушкина // Наука без границ, 2017. — № 7. — С. 51-55. (РИНЦ).
- Зайцева, Г.А., Криволапчук И.И., Бондарева С.А., Кузнецов Б.Ю. Эффективность влияния комплекса средств физического воспитания на уровень развития двигательных способностей детей 8-10 лет/ // Образование и его роль в формировании мировоззрения современного человека: материалы международной научно-практической конференции (4 июля 2017 г., Екатеринбург); Научный потенциал XXI века: материалы международной научно-практической конференции (6 июля 2017г., Саратов) Отв. ред. Зарайский А.А. — Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2017. — С. 71-73. (РИНЦ).
- Зайцева, Г.А., Криволапчук И.И., Бондарева С.А., Савушкина Е.В., Носова Р.М. Изменения функционального состояния детей 8-10 лет в стрессорных условиях под влиянием комплекса средств физического воспитания // Материалы конференции XXVII Международной научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». — Коломна, 2017. — С. 101-105. (РИНЦ).
- Зайцева, Г.А., Криволапчук И.И, Бондарева С.А., Чернова М.Б., Савушкина Е.В., Кузнецов Б.Ю. Влияние комплекса средств физического воспитания на физическую работоспособность и двигательную подготовленность школьников 8-10 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2017. — № 7(149). — C. 74-80. (ВАК, РИНЦ).
- Зайцева Г.А. и др. Изменения функционального состояния детей 8-10 лет в условиях спокойного бодрствования под влиянием комплекса средств физического воспитания // Наука без границ, 2017. — № 7(12). — С. 61-66. (РИНЦ).
- Зайцева Г.А. и др. Влияние упражнений аэробной направленности в комплексе с другими средствами физического воспитания на уровень неспецифической активации у школьников 8-10 // Новые исследования № 2. — С. (ВАК, РИНЦ).
- Криволапчук И.А.и др. Особенности развития кондиционных двигательных способностей у мальчиков в подростковом возрасте // Новые исследования, 2017. — № 4. — С. (направлена в печать) (ВАК, РИНЦ).
- Криволапчук И.А., Герасимова А.А. Особенности кластерной структуры физической работоспособности и двигательной подготовленности девочек 7-8 лет // Материалы конференции XXVII Международной научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». — Коломна, 2017. — С. 152-156. (РИНЦ).
- Криволапчук, И.А. и др. Исходный вегетативный тонус у детей в начальный период адаптации к образовательной среде // Новые исследования, 2017. — № 2. — С. 12-21.(ВАК, РИНЦ).
- Криволапчук И.А. Информативные показатели оценки функционального состояния школьников 13–14 лет на разных стадиях полового созревания // Новые исследования, 2017. — № 2 — С. 33-42. (ВАК, РИНЦ).
- Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Герасимова А.А. Направленность исходного вегетативного тонуса и физическая работоспособность школьников 6-7 лет // Образование и его роль в формировании мировоззрения современного человека: материалы международной научно-практической конференции (4 июля 2017 г., Екатеринбург); Научный потенциал XXI века: материалы международной научно-практической конференции (6 июля 2017г., Саратов) Отв. ред. Зарайский А.А. — Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2017. — С. 96-98. (РИНЦ).
- Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Герасимова А.А. Физическое состояние школьников 6-7 лет с различной направленностью исходного вегетативного тонуса // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2017. — № 7(149) — C. 115–123. (ВАК, РИНЦ).
- Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Герасимова А.А., Мышъяков В.В. Кластерный анализ физического состояния девочек 6-7 лет // Наука без границ, 2017. — № 7. — С. 56-60. (РИНЦ).
- Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Мышъяков В.В. Кластерная структура физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников 7-8 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2017. — № 7(149). — 123-133. (ВАК, РИНЦ).
- Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Герасимова А.А., Мышъяков В.В. Типологическая характеристика физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников 6-7 лет // Новые исследования, 2017. — № 2. — С. 52-62. (ВАК, РИНЦ).
- Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Савушкина Е.В. Функциональное состояние школьников 14-15 лет в зависимости от двигательной подготовленности // Новые исследования, 2017. — № 4. — С. направлена в печать) (ВАК, РИНЦ).
- Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Сухецкий В.К., Герасимов М.М. Информативные показатели оценки функционального состояния школьников 13–14 лет на разных стадиях полового созревания // Образование и его роль в формировании мировоззрения современного человека: материалы международной научно-практической конференции (4 июля 2017 г., Екатеринбург); Научный потенциал XXI века: материалы международной научно-практической конференции (6 июля 2017г., Саратов) Отв. ред. Зарайский А.А. — Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2017. — С. 92-96. (РИНЦ).
- Чернова М.Б., Криволапчук И.А. Интегральные показатели функционального состояния подростков на разных стадиях полового созревания // Материалы конференции XXVII Международной научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». — Коломна, 2017. — С. 2005-208. (РИНЦ).
- Чернова М.Б., Криволапчук И.А., Герасимова А.А., Савушкина Е.В. Эффективность познавательной деятельности у школьников 13-14 лет c разными стадиями полового созревания // Наука без границ, 2017. — № 7(12). — С.34-41. (РИНЦ).
- Смоленский А.В., Шевелев О.А., Бутров А.В., Хусяйнов З.М., Гаракян А.И. Подходы к диагностике и профилактике черепно-мозговой травмы у спортсменов//Материалы международного конгресса, 2017.- С.121. (РИНЦ).