Кафедра ЮНЕСКО по сравнительным исследованиям качества высшего образования на базе НИТУ МИСИС является правопреемником Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МИСиС (ИЦ), (1986-2011), в котором проводились исследования по широкому кругу проблем качества высшего образования, а также Института качества высшего образования (ИКВО), в который в 2012 г. был преобразован ИЦ.
Проблема качества принадлежит к числу основных задач, стоящих перед образованием в современном мире. Среди 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР), принятых ООН в 2015 г. и направленных на обеспечение мира и процветание для людей и планеты, являющихся призывом к действиям всех стран, названы качественное образование и гендерное равенство.
Миссия кафедры — способствовать повышению качества высшего образования в России путем развития культуры оценки качества.
Задачи кафедры — разработка методологических и методических вопросов оценки качества высшего образования, проведение сравнительных исследований различных аспектов качества высшего образования в России и странах ближнего и дальнего зарубежья, подготовка аналитических документов, рекомендаций по оценке и повышению качества высшего образования в России.
Деятельность кафедры базируется на фундаменте, созданном в Исследовательском центре и Институте качества высшего образования. Он включает анализ Болонского процесса, совместные со странами СНГ исследования, включающие сравнения образовательных стандартов высшего образования, терминологии нормативно-законодательных документов в области образования. Результаты изложены в многочисленных изданиях, в т.ч. переводах на русский язык, документов Болонского процесса, а также представлены в виде Модельного образовательного стандарта высшего образования, принятого Конференцией министров образования государств-участников СНГ в 2005 г., а также Словаря согласованных терминов и определений в области образования государств — участников СНГ, М., ИКВО НИТУ МИСИС, 2012. Наследием является и статус Базовой организации государств-участников СНГ по вопросам стандартизации в образовании (решение Совета глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 г.).
Фокус исследований во второй половине десятых годов ХХI века переместился на вопросы качества человеческих ресурсов высшей школы — студенчество, преподавательский состав, аспиранты, докторанты — их социальные аспекты, включая образовательные, квалификационные, территориальные, возрастные, должностные, гендерные характеристики, студенческую мобильность, в т.ч. международную. Социальным аспектам качества человеческих ресурсов системы высшего образования посвящены научные работы, темы выступлений, программы повышения квалификации преподавательского состава, проводимых в форме вебинаров.
Установочные документы.
Список кафедр ЮНЕСКО в России.
Кафедра ЮНЕСКО НИТУ МИСИС в перечне кафедр ЮНЕСКО в мире (ID-1246) (по состоянию на 19.12.2023 г.) (1,5 МБ)
Продление Соглашения о кафедре ЮНЕСКО по сравнительным исследованиям качества высшего образования Университета науки и технология МИСИС до 31 декабря 2025 года. (ID-1246) (Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. Советник Министерства иностранных дел РФ, Г. Орджоникидзе).
Agreement concerning the UNESCO Chair on Comparative Studies in Quality of Higher Education, shall remain valid until 31 December 2025. (ID-1246) (Sobhi Tawil (PhD). Director Future of Learning and Innovation)
Основные направления сравнительных исследований в рамках стран СНГ — различные аспекты стандартизации в образовании:
- нормативно-законодательные документы в области образования, законы об образовании стран СНГ, их терминологический аппарат, термины в области образования и их определения;
- частотные словари законов об образовании стран СНГ, словари согласованных терминов и определений в области образования, в т.ч. высшего, государств — участников СНГ;
- системы и образовательные стандарты высшего образования; уровни, виды дипломов (документов), модельный образовательный стандарт.
Основные направления международной деятельности кафедры ЮНЕСКО
С 2001 г. действует международная группа по сравнительным исследованиям систем и образовательных стандартов высшего образования государств — участников СНГ (МИГ), включающая более 30 участников из стран СНГ. Эта деятельность явилась основанием присвоения НИТУ МИСИС статуса Базовой организации государств-участников СНГ по вопросам стандартизации в образовании (решение Совета глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 г.). Разработанный участниками международной группы по сравнительным исследованиям систем и образовательных стандартов высшего образования стран СНГ модельный образовательный стандарт был принят Конференцией министров образования государств-участников СНГ в 2005 году.
В 2023 году опубликованы результаты научных исследований кафедры ЮНЕСКО в области международной мобильности и привлекательности современного российского высшего образования для иностранных студентов:
- Круглов В.И., Пугач В.Ф., Ручкин А.Б., Шевченко Е.В. Дорого ли учиться иностранным студентам в российских университетах? // Аккредитация в образовании. — 2023. — № 6 (146) — С. 20-23. Link.
- Круглов В.И., Пугач В.Ф., Ручкин А.Б., Шевченко Е.В. Сколько стоит обучение в России? // Журнал Higher Education Discovery-мультиязычный международный журнал о российском образовании для иностранных абитуриентов. — Выпуск 7(27) 2023 на hedclub.com — Higher Education Discovery. Link.
Участие в конференциях, семинарах, круглых столах (2016-2023 гг.)
- XVI Международная научная конференция «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения», тема выступления «Преподавательские и научные кадры в человеческих ресурсах высшей школы России», 20-21 декабря 2016 г., РЭУ им. Г.В. Плеханова, ИНИОН РАН.
- Круглый стол — 2016 «Российское образование сегодня», 23 марта 2016, тема выступления: Преподаватели российских вузов: гендерный аспект«, Институт социологии РАН.
- Заседание УМО по социологии и социальной работе по теме: ФГОС по социологии и особенности Примерных основных образовательных программ, 18 ноября 2016, ВШЭ.
- Круглый стол «Социальные движения, коллективные действия в условиях социального неравенства» — МГТУ им. Н.Э. Баумана 16 сентября 2016 г., тема выступления: «Человеческие ресурсы высшей школы России и социальное неравенство».
- Круглый стол — 2017 «Российское образование сегодня», 20 марта 2017, тема выступления: «Образовательный уровень населения и демографическое эхо войны», ИС РАН.
- Международная научно-практическая конференция «Новая социальная реальность и гендерное равноправие в России и за рубежом 100 лет спустя: исторические уроки и социальные горизонты» — 20-21 апреля 2017, Москва, Финансовый университет, тема выступления: «Уровень образования населения и преподавательские кадры вузов России: гендерные аспекты».
- Первый профессорский форум (В.Ф. Пугач избрана в Члены редакционного Совета Российского профессорского собрания), — 01.02.2018г. Москва, Российское профессорское собрание, (Российского университета дружбы народов).
- Семинар в Институте социологии РАН. В Ежегодном Круглом столе «Российское образование сегодня». Выступление на тему «Конкурс при поступлении в вузы, прием и выпуск: закономерность взаимосвязи. — 19 марта 2018, г. Москва, Институте социологии РАН.
- Региональное совещание ЮНЕСКО по качеству высшего образования для стран Восточной Европы и Центральной Азии „Роль обеспечения качества в высшем образовании: проблемы, события и тенденции“, Публикация статей в сборнике по итогам указанного совещания., — 23-24 апреля 2018 г, г. Москва. Организаторами мероприятия выступили ЮНЕСКО, Международная сеть агентств гарантии качества в высшем образовании (INQAAHE), Федеральное государственное бюджетное учреждение „Национальное аккредитационное агентство в сфере образования“ — ФБГУ „Росаккредагентство“, Автономная некоммерческая организация „Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры“ (АНО „АККОРК“) при поддержке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).
- Международная научно-практическая конференция „Гендерные ресурсы экономики и формирование нового гендерного порядка“,, — 30 мая 2018г, г. Москва, Международные Гендерные чтения, посвященные памяти выдающейся женщины-ученого Екатерины Дашковой. ФГОБУ ВПО Финансовый ун-т, при Правительстве Российской Федерации».
- VI Всероссийская научная конференция с международным участием «Роль социального образования в обеспечении национальной безопасности» Тезисы конференции: В.Ф. Пугач «Система распределения выпускников вузов в условиях плановой экономики и деятельность комсомола», — Сентябрь 2018 г., г. Иркутск, Иркутский Государственный Университет.
- Круглый стол «Продолжительность жизни нетрудоспособного населения в столичном мегаполисе», — Октябрь 2018 г., г. Москва, Финансовый университет при Правительстве российской Федерации, Департамент социологии, истории и философии.
- V Международный Форум Финансового университета при Правительстве РФ «Как попасть в пятерку» — 27-29 ноября 2018 г, г. Москва, Финансовый университет при Правительстве российской Федерации, Выступление на секции по экономической социологии: «Преподавательские кадры в российских вузах: гендерные аспекты».
- XX Международный конгрес «Здоровье и образование в XXI веке» «Отечественная медицина как основа развития современного здравоохранения» (в аспектах модернизации технологии, информации, науки и системы образования), — 17-20 Декабря 2018 г. , г. Москва, Участие и публикация статьи в электронном сборнике «Высшее медицинское образование в России: социокультурный аспект развития в постсоветский период» (Круглов В.И., Пугач В.Ф. ).
- Круглый стол «Инженерное образование в современном обществе: социологические и психологические аспекты», МАИ,, 12 февраля 2019 г., г. Москва, Участие в круглом столе с докладом: «Высшее инженерное образование в советский и постсоветский периоды».
- Профессорский форум-2019 «Наука. Образование. Регионы». — 07.02.2019., г. Москва, Российское профессорское собрание, (Российского университета дружбы народов).
- IV Всероссийский конгресс кафедр ЮНЕСКО, Казань, 6-7 марта 2019, Университет управления «ТИСБИ».
- Методологический семинар по социологии образования, 25 марта 2019, Институт социологии РАН, 25 марта 2019.
- Семинар «Наука — фундамент школы ХХI века. Институт кибернетики и образовательной информатики ФИЦ ИУ РАН, 20-21 мая 2019.
- Российский Гендерный форум «Гендерные ресурсы и гендерный порядок в ХХI веке», Москва, Финансовый университет при правительстве РФ, 30-31 мая 2019.
- Проектная секция в поддержку Глобального проекта ЮНЕСКО «Будущее образования, МПГУ, Москва, 6 июня 2019.
- Заседание Координационного совета Сетевого университета СНГ с представителями вузов-участников СУ СНГ и представителями органов власти и ведомств. РУДН, Москва, 11 июня 2019.
- Международный медиафорум «Педагогическое образование в цифровом обществе: вызовы, проблемы, перспективы», секция в поддержку Глобального проекта ЮНЕСКО «Будущее образования», Москва, июнь 2019, (Е. Карачарова, В. Пугач).
- «Российское образование сегодня», тема «Среднее профессиональное образование в контексте всей образовательной системы» Москва, Институт социологии ФНИСЦ РАН 25 марта 2019, Пугач В.Ф., выступление с докладом: «Среднее профессиональное образование и прием в вузы»
- XI Конференция «Дополнительное профессиональное образование: от спроса до признания», г. Москва. Сообщение на тему: Обучающие видео материалы в системе дистанционного обучения: проблемы и перспективы. Организаторы конференции: Образовательно-методический консорциум «Международная ассоциация профессионального дополнительного образования» (МАПДО), ФГАОУ ВО «РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина» (Скляренко А.Н., 6-7 июня 2019 г. формат участия — очный)
- Форум на тему: «Профессиональная общественная аккредитация в ДПО». Организаторы: Образовательно-методический консорциум «Международная ассоциация профессионального дополнительного образования» (МАПДО), г. Москва. (Скляренко А.Н., Карачарова Е.Н. 08.12.2020, формат участия — дистанционный)
- Инновационный центр «Сколково». Мероприятие — «Московский международный форум инновационного развития 2020». Тема: Коммуникативные технологии, психология личности, кадровый потенциал, образование (секция: Активизация ресурсов в период шоковой инновации образования). (Скляренко А.Н., 19–21 октября 2020г., Россия, Москва, формат участия — дистанционный)
- Международная конференция ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития, / 17-19 мая 2021, Германия. (Пугач В.Ф.)
- Международная конференция «Устойчивое развитие. Мировые вызовы». Круглый стол "Взаимодействие кафедр ЮНЕСКО с целью стратегического планирования и устойчивого развития"/кафедра ЮНЕСКО С.-П. политехнического ун-та им. Петра Великого, 3 июня 2021. (Круглов В.И., Пугач В.Ф.)
- Семинар «Защита и охрана авторских прав при создании произведений, введения в оборот объектов авторского права (учебников, учебных пособий, онлайн лекций и семинаров). Профессорская академия образования, 25.02.2021. (Пугач В.Ф.)
- Международная научно-практическая конференция «Гендерные исследования: теория, научные школы, практика», 4 марта 2021 г., Москва, РГГУ. (Пугач В.Ф.)
- Вторая международная научно-практическая конференция «Цивилизационные сдвиги в пространстве города: традиции и проектирование будущего», Иркутск, Социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций, Иркутский государственный университет, 27–28 мая 2021 г., (Пугач В.Ф.)
- Международный форум «Молодые женщины в науке и образовании», Научная школа «Гендерная и экономическая социология», Финансовый университет, 20 мая 2021 года, выступление В.Ф. Пугач «Человеческие ресурсы вышей школы: гендерный аспект».
- Круглый стол «Российское образование сегодня», 3-4 марта 2021 г., выступление В.Ф. Пугач «Реверсивность в образовательных траекториях студентов российских вузов: к постановке вопроса», 3 марта 2021 г., Институт социологии РАН.
- Инновационный центр «Сколково». Мероприятие — «Организация глобальных цепочек поставок водорода и водородные технологии в Японии» (в рамках качества экологического образования). (Скляренко А.Н., 11 марта 2021г. Россия, Москва, формат участия — дистанционный)
- Международная конференция «Устойчивое развитие. Мировые вызовы». Круглый стол "Взаимодействие кафедр ЮНЕСКО с целью стратегического планирования и устойчивого развития«/кафедра ЮНЕСКО С.-П. политехнического ун-та им. Петра Великого, 3 июня 2021.
-
Международная научно-практическая конференция «Трансформация образовательного пространства — вклад в устойчивое будущее» (к 30-летию программы кафедр ЮНЕСКО/УНИТВИН). Университет управления «ТИСБИ», г. Казань, 29.09—01.10.2022г. (Круглов В.И., Пугач В.Ф.).
-
Всероссийская научная конференция XVI Ковалевские чтения «Социология в постглобальном мире: проблемы и перспективы». 17-19.11.2022. Санкт-Петербургский государственный университет (Пугач В.Ф.).
-
XIII Международная российская конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) «Новые образовательные результаты для благополучия и успеха». 26–28.10.2022. (очно), НИУ ВШЭ г. Москва (Пугач В.Ф.).
-
Международный экономический форум. Отраслевая структура и география кафедр ЮНЕСКО в России: особенности и инновации/ 30-летие программы ЮНЕСКО «УНИТВИН»: вклад в развитие образования, науки и культуры: материалы конференции Санкт-Петербургского Международного экономического форума на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (онлайн), 17.06.2022 (Круглов В. И., Пугач В. Ф.).
-
Международная научно-практическая конференция «Угрозы как социальный феномен в XXI веке: методология, современные технологии и практики управления социально-экономическими, общественно-политическими и социально-демографическими процессами в России и мире». Выступление с докладом (онлайн). 15.12.2022. Иркутский государственный университет, Пугач В.Ф. (Сертификат),
-
Вебинар «Медийная и информационная грамотность и новые технологии» (ЮНЕСКО). г. Париж (онлайн), 25.04.2023 (Круглов В.И., Пугач В.Ф., Карачарова Е.Н., Скляренко А.Н.).
-
Научный профессорский форум «Научные исследования в современном мире: проблемы, тренды, перспективы». 07.02.2023. Российская академия образования, г. Москва (Пугач В.Ф.).
-
ХVIII Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации общества — 2023». 10-14.04.2023. НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва (Пугач В.Ф.).
-
Заседание Научной секции по социологии Экспертного совета по гендерной социологии «Национальная модель гендерного равноправия: методика и индикаторы оценки» в Центральном доме ученых РАН. 30.03.2023. г. Москва (Пугач В.Ф.).
-
Экспертные Семинары в области образования. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2023 году (онлайн). Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО РАНХиГС). г. Москва (Круглов В.И., Пугач В.Ф., Карачарова Е.Н., Скляренко А.Н.).
-
Конференции, Форумы, Вебинары, Семинары. Фонда «Сколково» в 2023 году. (онлайн). Некоммерческая Организация Фонд Развития Центра Разработки и Коммерциализации Новых Технологий (Фонд «Сколково»). г. Москва (Скляренко А.Н., Карачарова Е.Н.).
-
Научный профессорский форум «Научные исследования в современном мире: проблемы, тренды, перспективы». 07.02.2023. Российская академия образования, г. Москва. Пугач В.Ф. (Сертификат).
-
Серия вебинаров «Использование технологий для трансформации образования». Участие в вебинаре «Медийная и информационная грамотность и новые технологии» (ЮНЕСКО). г. Париж (онлайн), 25.04.2023 (Круглов В.И., Пугач В.Ф., Карачарова Е.Н., Скляренко А.Н.).
-
Серия Семинаров кафедр ЮНЕСКО. Команда программы UNITWIN/Кафедры ЮНЕСКО: unitwin@unesco.org (онлайн), г. Париж, в течение 2023 года (Круглов В.И., Пугач В.Ф., Карачарова Е.Н., Скляренко А.Н.).
Круглов В.И. — заведующий кафедрой, доктор технических наук, профессор
В 2022 г. награжден ОРДЕНОМ ДРУЖБЫ за заслуги в области образования Указом Президента РФ от 02.06.2022 N 337 «О награждении государственными наградами Российской Федерации».
Министр науки и высшего образования Российской Федерации Фальков Валерий Николаевич 28 октября 2022 года вручил государственные и ведомственные награды, согласно Указу Президента РФ от 02.06.2022 N 337 «О награждении государственными наградами Российской Федерации».
Торжественная церемония вручения наград прошла в Министерстве науки и высшего образования РФ. Глава Минобрнауки России Валерий Фальков, обращаясь к награжденным, отметил, что Президент России Владимир Путин объявил Десятилетие науки и технологий, одной из главных задач которого стало привлечение молодежи в сферу исследований и разработок.
«Вы влияете не только на свое окружение и выстраиваете не только свою жизненную траекторию, вы вдохновляете молодежь, а также оказываете влияние на государственную политику через научные организации, через университеты и научные коллективы», — подчеркнул Валерий Фальков.
54 сотрудника научных и образовательных организаций страны удостоены государственных и ведомственных наград за заслуги в развитии науки, техники и образования, значительный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов и многолетний добросовестный труд.
Полный список награжденных можно посмотреть здесь.
Пугач В.Ф. — профессор кафедры, доктор социологических наук
В 2022 г. опубликована монография «Человеческие ресурсы высшей школы России на рубеже ХХ—ХХI веков: статистико-социологический анализ»/ В.Ф. Пугач. — Москва: Издательский Дом НИТУ МИСИС, 2022. — 256 с. (ISBN 978-5-907560-52-9).
В монографии рассматриваются архитектура человеческих ресурсов высшей школы, их трансформация на рубеже веков, показано, какие социальные изменения произошли с основными акторами в системе высшего образования — со студенчеством, преподавателями, аспирантами, докторантами.
Исследование проведено на основе официальной образовательной статистики, используются данные Министерства науки и высшего образования РФ, сборники Росстата, ВШЭ, Института статистики ЮНЕСКО.
В монографии акцент делается, прежде всего, на постсоветский период, но в некоторых случаях для ретроспективного взгляда, выявления долгосрочных тенденций берутся данные советского времени.
Данная монография будет интересной и полезной для преподавателей вузов, научных работников, аспирантов, докторантов, занимающихся вопросами высшего образования, всех, кто связан с высшей школой.
Текст монографии в полном объеме размещен на Портале федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.
Российской Академией наук, Российским обществом социологов профессор кафедры В.Ф. Пугач, автор монографии «Человеческие ресурсы высшей школы России на рубеже ХХ—ХХI веков: статистико-социологический анализ». (Издательский Дом НИТУ МИСИС, 2022. — 256 с.), занявшей П место в конкурсе публикаций РОС 2022 года в номинации «Публикации по результатам исследований», награждена Дипломом.
Отчеты по итогам работы кафедры ЮНЕСКО
Одним из приоритетных направлений деятельности кафедры является научно-исследовательская работа, включающая исследования в области управления высшим образованием и достижения целей устойчивого развития. В рамках этой работы сотрудники кафедры осуществляют активное межвузовское сотрудничество с научными коллективами ведущих российских, белорусских и других вузов.
Приводим перечень вебинаров, подготовленных по результатам проводимых научных исследований.
Учебная деятельность кафедры ЮНЕСКО основана на трансляции полученных научных результатов, касающихся качества высшего образования и его социальных аспектов:
- в программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава,
- в учебные программы подготовки магистров и аспирантов в области управления образованием,
- в темы дипломных работ.
Основными направлениями учебно-педагогической работы кафедры ЮНЕСКО являются:
- разработка программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава российских вузов, посвященных результатам сравнительных исследований качества высшего образования в российских и зарубежных вузах;
- организация и участие в конференциях и семинарах по проблемам высшего образования;
- участие в международных и национальных форумах по вопросам развития высшего образования;
- проведение цикла Вебинаров по вопросам высшего образования, том числе и итогам проведенных сотрудниками кафедры научных исследований.
В рамках подготовки методического обеспечения учебной деятельности коллектив кафедры подготовил и опубликовал в 2019 году учебное пособие «Выдающиеся наставники молодежи (выступления известных людей перед студентами, выпускниками вузов, молодежью)» (12,2 МБ)
Данное учебное пособие является первой, оригинальной работой, в которой собраны тексты выступлений, писем всемирно известных людей — ученых, политиков, деятелей образования, искусства, бизнесменов — перед студентами, выпускниками как российских, так и зарубежных вузов.
Данная работа предназначена для использования в качестве учебного пособия прежде всего по таким курсам, как этика, философия, социология, социология образования, социология молодежи, управление в высшем образовании. Может представлять интерес для студентов, аспирантов, преподавателей, руководителей всех уровней в вузах, то есть всех, кого интересуют вопросы высшего образования, особенно студенчества.
Основные направления научной работы кафедры
- методологические и методические вопросы оценки качества образования;
- квалиметрия в образовании;
- оценка качества высшего образования на институциональном (вузовском) и государственном уровнях;
- анализ международного опыта исследования качества высшего образования в рамках Европейского пространств, стран дальнего зарубежья;
- сравнительные исследования и анализ терминологии нормативно-законодательных документов в области образования стран СНГ;
- формирование и развитие человеческого капитала как основы успешной всесторонней деятельности высшего учебного заведения;
- человеческие ресурсы в системе высшего образования (профессорско-преподавательский состав, студенты, аспиранты, докторанты);
- вопросы интернационализации высшего образования, академической мобильности.
Сравнительные исследования и анализ терминологии нормативно-законодательных документов в области образования стран СНГ
В рамках данного направления коллектив кафедры ведет изучение законов об образовании стран СНГ и исследование основных направлений развития систем образования стран СНГ в современном мире.
Выбор указанного направления исследования обусловлен тем, что концепция формирования современного образовательного пространства СНГ предусматривает общность принципов государственной политики в сфере образования, согласованность государственных образовательных стандартов, программ, стандартов и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, сочетаемых с равными возможностями и реализацией прав граждан на получение образования в образовательных организациях на территориях государств Содружества.
Это определило актуальность в создании «Словаря согласованных терминов и определений в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств» Она обусловлена: экономической и социальной потребностями в открытых системах образования государств—участников СНГ, академической и профессиональной мобильностью молодежи, признанием документов об образовании, ученых степеней и званий, квалификаций и т.д.
«Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств» основан на терминологии, используемой в законах об образовании всех стран СНГ, а так же модельных законов касающихся образования, подготовленных Межпарламентской Ассамблеей СНГ.
Словарь содержит определения терминов из законов об образовании, а также построенные на основе этого — определения, которые предлагаются в качестве согласованных для государств — участников СНГ.
«Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств» отмечен как лучший проект 2012 года, выполненный совместно с Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств (МФГС). Информация о Словаре размещена на таких интернет-ресурсах, как:
Работа над «Словарем согласованных терминов и определений в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств» в настоящее время продолжается, поскольку появляются новые редакции законов и новые законы в области образования в странах СНГ.
2023 год
-
Пугач В.Ф. Еще раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции/Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 118–133.
-
Пугач В.Ф. Метод экспертных оценок в работе над "Словарем согласованных терминов и определений в области образования стран СНГ«/Экспертные институты в ХХI веке: цивилизационные и цифровые концепции меняющегося мира. Сб. научных трудов/ФГБОУ ВО «ИГУ». Науч. ред. Т.И. Грабельных. Иркутск, изд-во ИГУ, 2023
-
Круглов В.И. Пугач В.Ф. Уровень образования занятого населения и устойчивое развитие экономики/ Устойчивое развитие национальной экономики: материалы конференции С.-П. политехнического университета Петра Великого в рамках программы Международного экономического форума 15 июня 2023 г./под ред. А.И. Рудского, В.В. Окрепилова. — СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023, с. 39–41
-
Круглов В.И., Пугач В.Ф., Ручкин А.Б., Шевченко Е.В. Дорого ли учиться иностранным студентам в российских университетах? // Аккредитация в образовании. — 2023. — № 6 (146) — С. 20-23. https://akvobr.ru/new/publications/509
-
Круглов В.И., Пугач В.Ф., Ручкин А.Б., Шевченко Е.В. Сколько стоит обучение в России? // Журнал Higher Education Discovery-мультиязычный международный журнал о российском образовании для иностранных абитуриентов. — Выпуск 7(27) 2023 на hedclub.com — Higher Education Discovery. https://hedclub.com/ru/magazine/27
-
Пугач В.Ф. Платное высшее образование и частные вузы в постсоветской России/Наука и высшее образование в ХХI веке: пространство возможностей и векторы развития: сборник научных трудов/ФГБОУ ВО «ИГУ»; науч. ред. Изд-во Т.И. Грабельных. Иркутск, Издательство ИГУ, 2023, С. 37–42.
2022 год
-
Круглов В. И., Можаева Т. П. Система независимой оценки качества образовательных услуг. «Менеджмент качества производственных, социально-экономических и технических систем: развитие и совершенствование». Сборник научных трудов / Под редакцией А.З. Симкина, Т.П. Можаевой. / Научное издание / Брянск: БГТУ, 2022. С. 183–188.
-
Круглов В.И., Пелихов Н.В. Место профессиональных навыков и компетенций в системе управления международной деятельностью российских университетов. // Совершенствование профессиональных навыков и компетенций в управлении международной деятельностью российских университетов: национальные интересы и региональное развитие: коллективная монография. — Москва: РИОР, 2022.— С.8-22. — (Международная деятельность). DOI: https://doi.org/10.29039/02103-3,
-
Семенов Д.Н., Пугач В.Ф., Круглов В.И., Ивер А.С., Ручкин А.Б. Международная студенческая мобильность и привлекательность стран мира для иностранных студентов // Совершенствование профессиональных навыков и компетенций в управлении международной деятельностью российских университетов: национальные интересы и региональное развитие: коллективная монография. — Москва: РИОР, 2022.— С.33-44. — (Международная деятельность). DOI: https://doi.org/10.29039/02103-3,
-
Совершенствование профессиональных навыков и компетенций в управлении международной деятельностью российских университетов: национальные интересы и региональное развитие: коллективная монография / Под ред. В.И. Круглова, Н.В. Пелихова. — М.: РИОР, 2022. — 180 с. (Международная деятельность). — DOI: https://doi.org/10.29039/02103-3, ISBN 978-5-369-02103-3
-
Kuznezova А V, Kurileva N L, Korchagin S A, Khasanshin I Ya, Semenov D N, Kruglov V I. Integrated system for conducting a full-scale experiment in a workshop on robotics and electronics. Journal of Physics: Conference Series. 2176 (2022) 012032 IOP Publishing. — 6 с. doi:10.1088/1742-6596/2176/1/012032
-
Kuznezova А V, Rybakov A V, Melnikova A I, Khasanshin I Ya, Semenov D N, Kruglov V I Physical and software bases of the device operation for remote measurement of human body temperature. Journal of Physics: Conference Series. 2176 (2022) 012080 IOP Publishing.- 6 с. doi:10.1088/1742-6596/2176/1/012080
-
Круглов В. И., Пугач В. Ф. Отраслевая структура и география кафедр ЮНЕСКО в России: особенности и инновации/ 30-летие программы ЮНЕСКО «УНИТВИН»: вклад в развитие образования, науки и культуры: материалы конференции Санкт-Петербургского Международного экономического форума на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, 17 июня 2022 г. / под ред. А. И. Рудского, В. В. Окрепилова. — СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022, с. 104–106.
-
Пугач В.Ф. Преподаватели вузов в постсоветской России: социальная травма/Интеллигенция: поиск ответов на вызовы времени: сб. научных статей / РГГУ, социолог. фак-т, Центр социолог. исследований; под общ. ред. Ж.Т. Тощенко; ред.-сост. М. С. Цапко, Е. А. Колосова; М.: РГГУ. 2022. — 281 с.
-
Пугач В.Ф. Роль вузов как экспертных центров в трудоустройстве выпускников/Экспертные институты в XXI веке: принципы, технологии, культура: сборник научных трудов / ФГБОУ ВО «ИГУ»; [науч. ред. Т. И. Грабельных]. — Иркутск: Издательство ИГУ, 2022.
-
Пугач В.Ф. Подготовка докторантов в России и угрозы ее развитию в начале ХХI века. С. 51–56/ Методология предотвращения угроз в ХХI веке: сб. научных трудов. Научн. ред Т.И. Грабельных. Иркутск, изд-во ИГУ, 2022.
-
Пугач В.Ф. Монография «Человеческие ресурсы высшей школы России на рубеже ХХ—ХХI веков: статистико-социологический анализ»/ В.Ф. Пугач. — Москва: Издательский Дом НИТУ МИСИС, 2022.-256 с. (ISBN 978-5-907560-52-9). Дипломом за II место в конкурсе публикаций Российского общества социологов (РОС) 2022 года в номинации «Публикации по результатам исследований». Диплом присужден Российской Академией наук, РОС за монографию «Человеческие ресурсы высшей школы России на рубеже ХХ—ХХI веков: статистико-социологический анализ».
-
Скляренко А.Н. Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей: сб. материалов III Международной электронной научно-практической конференции 03 октября по 03 ноября 2022 года / Под ред. Л. А. Деминской, Т. Б. Волобуевой и др. — В 4-х томах. — Т. 2.: Истоки, 2022. — 258 с.
2021 год
- Пугач В.Ф. Аспиранты и социокультурное пространство города/Цивилизационные сдвиги в развитии современного города: сборник научных трудов/ФГБОУ ВО «ИГУ»; научн. ред. Т.И. Грабельных — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2021
- Круглов В.И., Пугач В.Ф. О потенциале кафедр ЮНЕСКО в России для достижения Целей устойчивого развития/ Материалы Международной конференции «Устойчивое развитие. Мировые вызовы». Круглый стол "Взаимодействие кафедр ЮНЕСКО с целью стратегического планирования и устойчивого развития"/кафедра ЮНЕСКО С.-П. политехнического ун-та им. Петра Великого, 3 июня 2021.
- Аверьянов А.О., Гуртов В.А., Семенов Д.Н., Круглов В.И. Развитие экспорта российского образования: ориентация на потребность национальных рынков труда. Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4 С. 9-21
- Круглов В.И., Пугач В.Ф. Рейтинг стран мира по привлекательности для иностранных студентов: методика построения«/Доклад ЮНЕСКО по Проекту «Будущее образования» (в печати)
2020 год
- Пугач В.Ф. Бум высшего образования в России на рубеже веков и эпох. В сборнике: Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса. Отв. редактор В.А. Мансуров. 2020. С. 759-763.
- Пугач В.Ф. Аспиранты и докторанты в России: гендерные аспекты. В сборнике: Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса. Отв. редактор В.А. Мансуров. 2020. С. 445-448.
- Круглов В.И., Пелихов Н.В. К вопросу об оценке состояния международной деятельности российских университетов) // Перспективы и возможности формирования системы экспертно-аналитического обеспечения международной деятельности российских вузов: Колл. монография / Под ред. А.Р. Грошева, С.О. Крамарова, В.И. Круглова, Н.В. Пелихова. — М.: РИОР, 2020. — С. 62-76.
- Пугач В.Ф, Высшее образование и его обучающие кадры в формирующемся гендерном порядке Пугач В.Ф. В книге: Гендерные ресурсы и формирование нового гендерного порядка в XXI веке. Коллективная монография. Москва, 2020. С. 58-61.
- Круглов В.И. Перспективы и возможности формирования системы экспертно-аналитического обеспечения международной деятельности российских вузов: Колл. монография / Под ред. А.Р.Грошева, С.О.Крамарова, В.И.Круглова, Н.В.Пелихова. — М.: РИОР, 2020.
- Круглов В.И. Перечень актуальных международных договоров Российской Федерации в области высшего образования / Центр развития образования и международной деятельности «Интеробразование». — М.: Университетская книга, 2020. — 92 с. — Составители: А.С.Ивер, В.И.Круглов, А.А.Рашина, Е.В.Шевченко, Д.Д.Ян).
- Пугач В.Ф, Опыт использования данных переписей населения в исследовании образования. Пугач В.Ф. В сборнике: СТАТИСТИКА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ. Сборник научных трудов. Иркутск, 2020. С. 91-95.
- Пугач В.Ф. Массовое высшее образование в России: особенности динамики/Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 74-82.
- Петров В.Л., Пугач В.Ф. Привлекательность образования в России: достижения и проблемы /Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 4. С. 29 — 39.
2019 год
Выдающиеся наставники молодежи (выступления известных людей перед студентами, выпускниками вузов, молодежью): учебное пособие/авт.-сост. В.Ф. Пугач, Е.Н. Карачарова, А.Н. Скляренко; под ред. В.Ф. Пугач. — М.: Изд. Дом НИТУ МИСИС, 2019. — 100 с. — есть публикация на сайте
Пугач В.Ф. Особенности массового высшего образования в России./ В сборнике: Молодежь XXI века: образ будущего. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Ответственные редакторы Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. 2019. С. 401-402. (Пугач В.Ф.)
Пугач В.Ф. Социология России в лицах: история и современность. Энциклопедическое издание. М.: изд-во «Весь Мир», 2019. 862 с. Статья В.Ф. Пугач.
Круглов В.И., Пугач В.Ф. О востребованности российских программ высшего образования иностранными студентами // Современные проблемы и перспективы интернационализации интеллектуальных ресурсов России (вызовы, стратегии, модели, интересы национального, регионального и отраслевого развития): Колл. монография / Под ред. А.Р.Грошева, С.О.Крамарова, В.И.Круглова, Н.В.Пелихова. — М.: РИОР, 2019. — 287 с.
Круглов В.И. Горленко О.А., Можаева Т.П. Формирование системы качества образования // Контроль качества продукции. — 2019. — № 10.
Круглов В.И., Ручкин А.Б., Семёнов Д.Н. О применении лучших мировых практик привлечения иностранных граждан для обучения // Современные проблемы и перспективы интернационализации интеллектуальных ресурсов России (вызовы, стратегии, модели, интересы национального, регионального и отраслевого развития): Колл. монография / Под ред. А.Р.Грошева, С.О.Крамарова, В.И.Круглова, Н.В.Пелихова. — М.: РИОР, 2019. — 287 с.
Круглов В.И. О месте и роли профессионального и экспертного сообщества в сфере управления международным сотрудничеством в вузах России / А.И.Богуш, В.Д.Быкова, Е.А.Кобзева, В.И.Круглов, Н.В.Пелихов, В.И.Скоробогатова, Т.Г.Харитонова // Современные проблемы и перспективы интернационализации интеллектуальных ресурсов России (вызовы, стратегии, модели, интересы национального, регионального и отраслевого развития): Колл. монография / Под ред. А.Р.Грошева, С.О.Крамарова, В.И.Круглова, Н.В.Пелихова. — М.: РИОР, 2019. — 287 с. — С. 91-100.
Скляренко А.Н. Инновационная модель обеспечения качества образования. Инновационное образование: проблемы и решения. Сборник научных статей (вып.1.) / под научной редакцией В..П. Панасюка и К.А. Елистратовой. — СПб.: Астерион, 2019. — 68 с.
2018 год
- Качество высшего образования: Научное издание / В.И. Круглов, В.В. Силаева, О.А. Горленко, В.В. Мирошников, Н.М. Борбаць, Т.П. Можаева / под ред. В.М. Кутузова. — СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2018. — 133 с.
- Менеджмент развития организаций: методологические основы / Л. Н. Александровская, П. А. Иосифов, В. И. Круглов, А. В. Кириллин. М.: РИД РосНОУ, 2018. — 348 с.
- Статистические методы в оценивании качества образования: Научное издание / В.И. Круглов, О.А. Горленко, Н.М. Борбаць, Т.П. Можаева, А.С. Проскурин, В.В. Ященко / под ред. В.М. Кутузова. — СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2018. — 112 с.
- Пугач В.Ф. Система распределения выпускников вузов в условиях плановой экономики и деятельность комсомола./Социальный опыт комсомола и его значение для модернизации России: Сб. науч. тр. /ФГБОУ ВО «ИГУ», науч. ред. Т.И. Грабельных, В.А. Решетников. — Иркутск, «Оттиск», 2018. С. 40-46.0,5 п.л.
- Круглов В.И., Пугач В.Ф. Высшее медицинское образование в России: социокультурный аспект развития в постсоветский период. Материалы ХIХ Международного конгресса «Здоровье и образование в ХХI веке», Москва, декабрь, 2018 0.3 п.л.
2017 год
- Пугач В.Ф. Возраст преподавателей в российских вузах: в чем проблема?/ Высшее образование в России , 2017, № 1, С. 47-55, 0.6 п.л.
- Преподаватели и научные работники вузов как внутренние и внешние стейкхолдеры/ Материалы международной научно-практической конференции «Взаимодействие образовательных учреждений со стейкхолдерами: веление времени», Харьков, Харьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия», 16 февраля 2017, 0.2 п.л.
- Пугач В.Ф., Скоморохов И.С. Подготовка кадров с высшим образованием в области физической культуры и спорта в советский и постсоветский периоды/ Всероссийская научная конференция с международным участием — Девятые Санкт-Петербургские социологические чтения «Социология физической культуры и спорта: состояние и перспективы развития»/ Национальный гос. университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, С.-П, 14-15 апреля 2017, 0.2 п.л.
- Круглов В.И., Пугач В.Ф. Студенческая мобильность в российских вузах. Материалы Международного Форума ЮНЕСКО, посвященного 25-летнему юбилею Программы УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО, «Образование 2030: новая концепция развития», 21-22 сентября 2017, Казань. 0,2 п.л.
- Пугач В.Ф. Лица с высшим образованием: особенности динамики в советский и постсоветский периоды. — Вестник высшей школы, 2017, № 12, С. 0.5 п.л.
- Пугач В.Ф. Мобильные студенты из стран Балтии в российских вузах/Третья премия на конкурсе научных докладов РАПИ (Российская ассоциация прибалтийских исследований) "Прибалтийские исследования-2016: тенденции, проблемы, перспективы«/Научные доклады РАПИ (в печати), 0.5 п.л.
- Гарантия качества образования: монография / В.И. Круглов, В.В. Азарьева, О.А. Горленко, В.В. Мирошников, Н.М. Борбаць, Т.П. Можаева // Старый Оскол: ТНТ, 2017. — 176 с.
2016 год.
- Пугач В.Ф., автор — составитель. Использование личностных тестов и анкет в преподавании социологии. Учебно-методическое пособие. МИСиС, 2016, 3,0 п.л.
- Пугач В.Ф. Человеческие ресурсы высшей школы России: структура, тенденции социокультурного развития/Материалы международной научно-практической конференции «Кадровый потенциал современных образовательных систем: состояние и перспективы». — Харьков, февраль 2016, 0,3 п.л. участие, выступление.
- Пугач В.Ф. Человеческие ресурсы высшей школы России и социальное неравенство/Социальные движения, коллективные действия в условиях социального неравенства. Сборник материалов Круглого стола. М., МГГЭУ, 2016, 0.5 п.л.
- Круглов В.И., Пугач В.Ф. Трудоустройство выпускников вузов как оценка качества инженерного образования в России/ Вестник высшей школы, 2016, № 6, С. 30-34.
- Студент и работа: опыт прикладного социологического исследования. Авторский коллектив: Болотин И.С., Михайлов А.А., Пугач В.Ф., Смирнова Т.С., Сорокина Н.Д. Под науч. ред. Болотина И.С., Пугач В.Ф./ Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования, М., ФИРО, 2016, 6 вып., 2 п.л.
- Пугач В.Ф. Так ли актуальна проблема возраста преподавателей в российских вузах? Материалы Пятого всероссийского социологического конгресса «Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость» /(Екатеринбург, 19-22 октября 2016 года), 0.4 п.л. Участие и выступление
- Пугач В.Ф. Преподавательские кадры вузов России в гендерном измерении. Материалы Пятого всероссийского социологического конгресса «Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость» /(Екатеринбург, 19-22 октября 2016 года), 0.5 п.л. Участие и выступление.
- Пугач В.Ф. Социокультурная динамика преподавательского состава российских вузов/ Материалы Международной научной конференции «Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке (к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского), Санкт-Петербургский государственный университет, 10-12 ноября 2016 г., 0.2 п.л.
- Социальные движения, коллективные действия в условиях социального неравенства (круглый стол) /Журнал «Гуманитарный вестник» МГТУ им. Н.Э. Баумана, выпуск № 11(49), 2016. (в соавторстве).
- Болотин И.С., Пугач В.Ф., Михайлов А.А., Смирнова Т.С., Сорокина Н.Д. Особенности совмещения студентами учебы в вузе и работы: результаты прикладного исследования./ Журнал «Инновации в гражданской авиации», 2016, № 3, С. 44 — 56.
- Пугач В.Ф. Мобильные студенты из стран Балтии в российских вузах/Третья премия на конкурсе научных докладов РАПИ (Российская ассоциация прибалтийских исследований) "Прибалтийские исследования-2016: тенденции, проблемы, перспективы«/Научные доклады РАПИ, 0.5 п.л.
- Методологические основы научных исследований: учеб. пособие / В.И. Круглов, В.И. Ершов, А.С. Чумадин, В.В. Курицына. — М.: Логос, 2016, 380 с.
- Круглов В.И. Гарантия качества образования. В.И. Круглов, В.В. Азарьева, О.А. Горленко, В.В. Мирошников, Н.М. Борбаць, Т.П. Можаева; под ред. д.т.н., профессора В.И. Круглова. — Старый Оскол: ТНТ, 2016. — 181 с.
- Kruglov V.I. Standard quality system of educational institutions / V.I Kruglov, O.A. Gorlenko, N.M. Borbats, T.P. Mozhaeva, E.I. Sorokina / Science, Technology and Higher Education [Text]: materials of the XI International research and practice conference (Canada, Westwood, 19-20 October 2016). — Westwood: Publishing office Accent Graphics communications, 2016.— 168-174 pp.
2015 год
- Круглов. В.И. Модель оценки качества высшего образования / В.И. Круглов, О.А. Горленко, В.В. Мирошников, Т.П. Можаева // Вестник Брянского государственного технического университета. — 2015. — № 4(48). — С. 75 — 80.
- Круглов, В.И. Становление и развитие систем качества образовательных учреждений / В.И. Круглов, О.А. Горленко. Т.П. Можаева // Высшее образование в России. — 2015. — № 12. — С. 46 — 51.
- Круглов, В.И. Система качества в учреждениях высшего и среднего профессионального образования / В.И. Круглов, О.А. Горленко, Т.П. Можаева // Высшее образование сегодня. — 2015. — № 8. — С. 10 — 13.
- Пугач В.Ф. Динамика структуры выпускников вузов России по уровню полученных дипломов/Вестник высшей школы, 2015, № 2, С. 38 — 43. 0.5 п.л.
- Пугач В.Ф. Особенности социальных функций государственных и негосударственных вузов в России/ Материалы Международной научно-практической конференции «Трансформация социальных функций образования в современном мире, 17-18 февраля 2015, г. Харьков, С. 350-355, 0,4 п.л.
- Пугач В.Ф. Образовательные траектории молодежи в России / Экономика высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования, М., ФИРО; , 2015, вып. 3, 5 п.л.
- Пугач В.Ф. Гендерный состав преподавателей вузов России и Беларуси/ Материалы 12-й Международной научно-методической конференции „Высшая школа: проблемы и перспективы“, Минск, 22-23 октября 2015 г. РИВШ, С. 125 — 130.
- Пугач В.Ф. Гендерный состав преподавателей российских вузов / Высшее образование в России, 2015, № 12, С. 78 — 88, 0,6 п.л.
- Пугач В.Ф. Социальная трансформация человеческих ресурсов высшей школы России в постсоветский период / Материалы Всероссийской научно-практической конференции Х Ковалевские чтения „Россия в современном мире: взгляд социолога“ С-П., 2015, 0,5 п.л.
- Самойло И.В., Жуков Д.О., Скляренко А.Н., Брукс Д.У., Модели управления качеством знаний на основе анализа сетей знаний», Научные и информационные издания ФГУП «ВИМИ». «Научно-методический журнал «Межотраслевая информационная служба», 2015, № 1, стр. 70-76., ISSN 0236-4972.
- Сженов Е.С., Теплых Г.И., Скляренко А.Н., Пономарева Т.Н., Чукаев О.В., «Педагогические условия продуктивного вхождения в педагогическую профессию обучающихся непедагогических направлений подготовки», г. Москва, Журнал «Высшее образование сегодня». № 8, 2015 г., с. 54-58.
- Сженов Е.С., Теплых Г.И., Скляренко А.Н., Алексеева Е.Ю., «Развитие интереса к профессионально-педагогической деятельности у студентов непедагогических направлений подготовки». , г. Москва, Журнал «Высшее образование сегодня». № 10, 2015 г., с. 7-12.
2014 год
- Круглов В.И. О задачах в управлении качеством, стандартизации и метрологического обеспечения в высшем и профессиональном образовании. Конференция «Подготовка кадров в области технического регулирования». Доклад. Екатеринбург.2014.6 с.
- Круглов В.И. О контроле за качеством подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования, их востребованности и конкурентоспособности на рынке труда. Доклад. Международная научно-практическая конференция «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ». Саранск. 2014. 8 с.
- Круглов В.И. Контроль и гарантии качества образования. Независимая оценка качества образования. Доклад. Всероссийская научно-практическая конференция «Система оценки качества образования в условиях реализации Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский институт развития образования», 5-7 декабря 2014 г., г. Вологда, 7 с.
- Круглов В.И. Учет результатов общественной и профессионально-общественной аккредитации в процедуре государственной аккредитации. Доклад. Семинар. «Модернизация процедуры государственной аккредитации и контроля (надзора) в сфере образования». МНП «Дирекция экспертного обеспечения образовательных процессов и технологий «ДОТ», Москва. 2014, 6 с.
- Пугач В.Ф. Конкурс при поступлении в вузы, прием и выпуск: выявление взаимосвязи/Высшее образование в России, 2014, № 3, С. 129-135.
- Пугач В.Ф. Образовательные траектории и охват высшим образованием молодежи: тенденции в постсоветский период/Вестник высшей школы, 2014, № 7.
- Трудоустройство выпускников вузов в России: история и современность:/под науч. ред. И.С. Болотина и В.Ф. Пугач. — М., ФИРО, 2014, 3 п.л.
- Пугач В.Ф. Выпускники вузов и рынок труда в современной России/Материалы Всероссийской научно-практической конференции «IX Ковалевские чтения. Социология и социологическое образование в России», С.-П. государственный университет, ф-т социологии 14-15 сентября 2014, 0.3 п.л.
- Пугач В.Ф., Сорокина Я.И. К вопросу об особенностях адаптации студентов первого курса в вузе/Оптимизация процесса социальной адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности: теоретические и методические аспекты. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием./Под общей ред. Е.В. Вальтеран, М., 2014, С. 163 — 165.
- Пугач В.Ф. Отсев из вузов и отраслевая структура студенчества России /Материалы Международной конференции «Новые вызовы для педагогики и качества образования: массовые открытые онлайн курсы, облачные сервисы, мобильные технологии», Москва, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 14-15 октября 2014 г., 0,3 п.л.
- Пугач В.Ф. Педагогические кадры государственных вузов России: особенности динамики в постсоветский период/ Материалы Международной конференции кафедр ЮНЕСКО «Партнерство кафедр ЮНЕСКО в области применения ИКТ в образовании», СПб, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 1 —5 июня 2014, С.- Петербург, 0.3 п.л.
- Pugach V.F The vol Distribution of Russian College Students by Forms Enrollment/ Russian Education & Society’, NY,. 56, Issue 6, June 2014, pp. 80-96.
- Самойло И.В., Жуков Д.О., Скляренко А.Н., Брукс Д.У. ,Модель использования структурного анализа связей в сети знаний для оценки их качества и разработки алгоритмов управления. М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2014, 9616с.
- Самойло И.В., Скляренко А.Н., Системный подход к управлению инновациями в образовании«. ФГУП «ВИМИ». «Научно-методический журнал «Межотраслевая информационная служба», 2014, № 4, стр. 51-54., ISSN 0236-4972.
- Скляренко А.Н. Современное состояние понятия качества образования. Сборник материалов XXIV Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования» (20-27 мая 2014)., Уфа:. — Уфимский государственный авиационной технический университет 2014, — с.342.
2013 год
- Круглов В.И.. О вопросах обеспечения и оценки качества обучения в образовательных учреждениях ВПО. Сборник материалов 3 международной научно-практической конференции «Лингвистическая подготовка в неязыковых вузах». МГИИТ. 2013. с.6-9.
- Карабасов Ю.С., Круглов В.И., Дубровина Л.А., Блинкова О.В., Кочетов Д.А.. Конкурс Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных организаций высшего и профессионального образования». Итоги 2000 — 2013 гг. (сборник докладов и тезисов). Итоговая всероссийская конференция «Совершенствование модели ежегодного конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных организаций высшего и профессионального образования», 20 — 22 ноября 2013, МЭСИ, Москва, С. 4-18. ISBN 978-5-7764-0822-9.
- Карабасов Ю. С., Круглов В. И.,. Звонников В. И,. Бочков В. Е, Исаев С. Н., Сафонов А. А., Дубровина Л. А., Нефедов В. А., Брюханов Д. Ю.. Конкурентоспособность учреждений профессионального образования в условиях глобализации: проблемы интеграции процессов оценки деятельности по различным моделям совершенства. Итоговая всероссийская конференция «Совершенствование модели ежегодного конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных организаций высшего и профессионального образования», 20 — 22 ноября 2013, МЭСИ, Москва, С. 19-28. ISBN 978-5-7764-0822-9.
- Пугач В.Ф. Возрастная структура профессорско-преподавательского состава государственных вузов России/Материалы Всероссийской научно-практической конференции VIII Ковалевские чтения «Новые измерения социального пространства и социальные неравенства» СпбГУ, факультет социологии15 — 16 ноября 2013, 0,3 п.л.
- Bolotina I. S., Basalaia S. I., Pugacha V. F. & Mikhailova A. A. Sociological Support for the Job Placement of Students and Graduates of Higher Educational Institutions. The Experience of the Moscow Institute of Aviation and Technology (MATI) Russian Education & Society’, NY, vol. 55, № 10, 2013, pp. 37-55.
- Пугач В.Ф. О «Словаре согласованных терминов и определений в области образования государств — участников СНГ»/ Материалы Международной конференции ИИТО ЮНЕСКО и УНИТВИН/кафедр ЮНЕСКО «Партнерство кафедр ЮНЕСКО в области применения ИКТ в образовании», СПб, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2-6 июня 2013, 0,3 п.л.
- Скляренко А.Н.. «Компетенция как базовая категория компетентностного подхода», Сборник статей [Электронный ресурс]. Материалы 13-ой межвузовской научно-практической конференции «Роль гуманитарных и социально-экономических дисциплин в формировании личности выпускника вуза» МАТИ, \ Под общей и научной редакцией И.С. Болотина. М.:2013.
- Скляренко А.Н., «Комплексный подход к разработке оценочных средств», Уфимский государственный авиационной технический университет 2013, — с.342. (С.47-51).
- Скляренко А.Н. «Основные характеристики комплексного подхода к разработке оценочных средств». М:. ИКВО 2013. — с. 49-53.
- Скляренко А.Н., «Формирование компетенций. Инновационные технологии». Санкт-Петербург, НИИ НПО РГТУ им. А.И. Герцена, 3-4 октября 2013 г., Часть I, СПб, Изд-во РГПУ им. АИ. Герцена, 2013 — с.335. (С. 292-299).
Основные направления международной деятельности кафедры ЮНЕСКО
С 2001 г. действует международная группа по сравнительным исследованиям систем и образовательных стандартов высшего образования государств — участников СНГ (МИГ), включающая более 30 участников из стран СНГ. Эта деятельность явилась основанием присвоения НИТУ МИСИС статуса Базовой организации государств-участников СНГ по вопросам стандартизации в образовании (решение Совета глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 г.). Разработанный участниками международной группы по сравнительным исследованиям систем и образовательных стандартов высшего образования стран СНГ модельный образовательный стандарт был принят Конференцией министров образования государств-участников СНГ в 2005 году.
База экспертов кафедры ЮНЕСКО (эксперты стран СНГ)